Действия с многозначными числами
(Урок математики в 6 классе школы VIII вида)
Сария ШАРАФЕЕВА,
учитель-дефектолог Казанской школы-интерната №4 для детей с ОВЗ
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок – закрепление полученных знаний)
Цель урока: отработка вычислительных навыков с многозначными числами.
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: учащиеся научатся складывать и вычитать многозначные числа, систематизируют и закрепят знания, полученные на уроках математики.
Формируемые УУД:
Познавательные:
– формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
– совершенствовать умение детей выполнять действия с многозначными числами;
– отрабатывать навыки решения задач изученных видов.
Коммуникативные:
– развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;
– развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
– создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
– развивать умение применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной;
– формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование и материалы: учебник (Перова М.Н, Капустина Г.М. Математика для 6кл. специальных (коррекционных) образовательных учрежд. VIII вида.– М.: Просвещение, 2022), компьютер, проектор; карточки математического лото, карточки быстрого счета, карточки с задачами, «Лист оценки работоспособности на уроке», конверты с домашним заданием.
Ход урока
- I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель. Ребята, я желаю, чтобы сегодняшний урок был успешным для всех. На уроке математики нас всегда ждет большая работа, чтобы все получилось, нужно быть внимательным, любознательным и трудолюбивым.
- Мотивация учебной деятельности
Учитель. Образцом трудолюбия нам сегодня будет служить маленькое насекомое, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. Говорят, трудится как кто? (Пчела.)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Учитель. Сегодня вашу активность на уроке я буду оценивать с помощью жетонов, в конце урока вы получите оценки по количеству набранных жетонов – баночек с медом.
Устный счет
- Тест «Проверь себя»
Увеличить на – сложение
Уменьшить на – вычитание
Найти сумму чисел …
Увеличить в …
Уменьшить в …
Учитель. У человека …глаза, а у пчел на 3 больше. Сколько глаз у двух пчел? (У пчёл пять глаз, три в верхней части головы и два спереди.)
–Рабочая пчела летом живет 1 месяц, а зимой 9 месяцев. На сколько месяцев больше живет пчела зимой, чем летом?
– Рабочий день пчел начинается в 4 утра и продолжается 10 часов. Когда заканчивается рабочий день пчел?
Учитель. Вот заработали первые жетоны.
- IV. Постановка учебной задачи
Учитель. А теперь посмотрите на доску. Читаем данные числа: 76004, 990869, 3690.
– Как называются эти числа?
– Сколько единиц в числе 3690? (десятков, сотен, тысяч?)
– Какие действия мы можем выполнять с этими числами?
– Значит, над какой темой будем работать сегодня?
– Какие правила соблюдали при записи примеров в столбик, при решении? С какого разряда начинали считать? Затем к какому разряду переходили? Т.Е. соблюдать поразрядную запись чисел.
Чистописание
Жилища пчел называется улей. Ульям на пасеке обычно присваивают номера.
Учитель. Запишите число, в котором 0 единиц, 0 десятков, 0 сотен и одна тысяча.
– С числом 1000 у пчел многое связано. Например, пчелы чувствуют аромат цветов более чем за 1000м, т.е. сколько км?
– Пчела-матка за сутки откладывает от 1000 до 2000 яиц, которые в течение 21 дня превращаются в пчелы.
– Когда расстояние до медоносных растений свыше 1000 метров, пчела, желая сообщить об этом другим, совершает танцевальные движения, похожие на 8.
– Запишите число, в котором 0 единиц, 0 десятков, 0 сотен и семь тысяч.
Одна пчела в свой рабочий день, который длится примерно 10 часов, посещает около 7000 цветков. Совершает 26 вылетов. За один раз она приносит, в среднем, 30 – 50 мг меда. За свою короткую жизнь от 25 – 40 дней, пчелы приносят 15г нектара, т.е. 5 г меда, это половина чайной ложки. Меда набирается много только потому, что в ульях живет большое количество пчел – от 40000 до 60000.
Учитель. Запишите числа 40000, 60000.
(Жетоны активным ученикам.)
- V. Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания
Задача. В одном улье разместилось 48000 пчел, а в другом – на 175 пчел больше, чем в первом. В третьем улье разместилось на 166 пчел меньше, чем во втором. Сколько пчел разместилось в третьем улье?
– Что известно в задаче? (Было 3 ульи. В первом улье 48000 пчел.)
– А что говорится о втором улье? Это известно? (Нет, нужно найти, говорится, что на 175 пчел больше.)
– Что говорится о третьем улье?
– Сколько там пчел, известно?
– Что же мы найдем в первом действии? Для этого какое действие будем выполнять?
– Во втором действии что нужно находить? .Для этого какое действие будем выполнять?
Решение задачи (на доске и в тетрадях).
(Жетоны активным ученикам.)
Физминутка. Видеоролик «Мелодия природы».
- VI. Закрепление
Учитель. На каждом улье есть леток – вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает – по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
Сейчас я вам раздам ульи, математические. Надо почистить нижний и верхний входы. Для этого вы должны решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел, записанные на ульях. Думаю, справитесь.
(Жетоны ученикам, которые правильно решили.)
VII. Итог урока
– Какую тему сегодня повторили? Кто был самым активным и давал правильные ответы?
– А я довольна вашей работой. Вы тоже трудились, как пчелки. Ребята, я думаю, что вы сегодня узнали много нового о пчелах. Они не так красивы внешне, но приносят человеку огромную пользу. Поэтому в Японии в городе Гифу поставлен памятник пчеле.
VIII. Рефлексия
Учитель. Наш урок подходит к концу. Охарактеризуйте вашу работу: насколько вы были активны?
– Было ли вам все понятно? Оцените свою работу на уроке. (Оценочные листы)
Подсчитайте, сколько жетонов-баночекзаработал каждый из вас. У кого больше всего баночек с медом? (Оценки за урок с пояснением.)
- IX. Домашнее задание
Решать примеры на стр. 67 №2, №3, для С. и Р. – индивидуальные карточки.