Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре Республики Татарстан

 № 181

Гульназ ХАСИПОВА,

воспитатель по обучению татарскому языку детского сада №280 г. Казани

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Основным направлением работы детского сада является нравственно-патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Для приобщения детей  дошкольного возраста к традициям и культуре Республики Татарстан: создали предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре; элементы материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой; познакомили детей с народными обычаями, играми обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивали познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность; привлекли родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, продолжаем расширять представления родителей об истории и традициях народов Татарстана.

Свою работу по реализации данной темы построили на следующих принципах:

  • тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой;
  • интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и другими видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, игровой деятельностью и др.);
  • активное включение дошкольников в разнообразные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной деятельности дошкольников;
  • включение выполненных детьми произведений в оформление интерьера группы, детского сада.

Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из этого, я считаю, что в детском саду необходимо иметь следующее:

  • подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и игрушки, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом народа, с техническими достижениями человечества;
  • уголок краеведения («изба», комната быта, музей и др.);
  • образцы предметов народного быта;
  • образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.);
  • произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).

Основным направлением работы детского сада является нравственно-патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях.  Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы народов Татарстана характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

Дети очень любят сказки. Народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.

Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм.

Народные сказки, воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.

Рисование по замыслу на сюжеты народных сказок, ставили цель учить передавать национальный колорит.

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от ее разучивания и использования до анализа содержания музыки и настроения.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. В своей работе на занятиях во время прогулки использовали народные игры. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры народов, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Среди детских игрушек разных народов республики Татарстан, преобладают подражательные: соха, барона, мельница, тележка, корзины, ушаты, кошелки, колыбельки. Кукла была основной игрушкой. Во многих народных куклах (деревянных, глиняных, тряпичных, соломенных) ничего не было национального, зато в раскраске кукол, одежды до сих пор сохраняются следы национальных традиций.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, — «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Воспитанники принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т.д. В ДОУ ежегодно проводятся национальные праздники «Навруз», «Карга боткасы» (встреча перелетных птиц), «Сабантуй». Целью проведения таких праздников является приобщение детей к национальной культуре, к традициям и обычаям народов РТ.

Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре народов Татарстана становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения.