Дети и их родители. Как искать компромисс?
№ 126
(Классный час с учащимися IX – XI классов)
Алёна ФАЗЛИЕВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Муслюмовской гимназии Муслюмовского района
Цель. Повысить воспитательное воздействие семьи.
Задачи:
– способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми;
– выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями;
– формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям;
– показать на различных ситуациях, как могут строиться отношения между родителями и детьми.
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент фильма, листы А3, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, вырезки из газет и журналов, линейка, ручки, магниты, листочки с именами литературных героев, листочки с проблемами.
Форма проведения: беседа с учащимися, дискуссия с элементами ролевой игры, групповая работа, проект.
Ход классного часа
I. Вступительное слово. Знакомство с учащимися
II. Вводная часть
Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, видео. (Транслируется фрагмент фильма, где показывается ссора родителей и ребенка.)
– О чем это видео? Как вы думаете, какую тему оно затрагивает? (Ответы учащихся.)
– Сформулируйте тему нашего классного часа, исходя из ваших ответов. (Ответы учащихся.)
– Ребята, молодцы. И тема нашего классного часа: «Дети и их родители. Как искать компромисс?». Как вы понимаете слово компромисс?
Учащиеся. Соглашение на основе взаимных уступок.
Учитель. И я сегодня предлагаю вам обсудить данную тему.
III. Основная часть
Учитель. Ребята, я хочу разделить вас на две группы. Для этого я каждому раздам по листочку бумаги, на котором будет написано имя героя из произведения. Вам нужно объединиться в две команды. (Раздаются листочки с именами литературных героев из произведений Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Тарас Бульба, Андрий, Остап, Панночка, Янкель, Мосий Шило, Казак Товкач, Татарка – Н.В.Гоголь; Евгений Базаров, Павел Кирсанов, Николай Кирсанов, Авдотья Кукушкина, Анна Одинцова, Виктор Ситников, Аркадий Кирсанов, Арина Базарова – И.С. Тургенев. Ребята распределяются на две команды.)
– Ребята, как вы думаете, почему для распределения на команды я выбрала именно эти произведения? (Ответы учащихся.)
– Правильно. В данных произведениях затрагивается конфликт между родителями и их детьми. Хорошо. Посмотрите на слайд. На нем вы видите много слов. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое семья? Чем для вас является это слово? Возьмите листочек, выберите слово, которое ассоциируется у вас со словом семья, и спроецируйте его на листочек. (По очереди по одному ученику с каждой команды выходят к проектору и проецируют выбранное слово, примерно по 3 – 4 ученика с каждой команды. Ребята выбирают примерно такие слова, как доверие, помощь, поддержка, дружба, уют, ссоры, верность.)
– Ребята, я могу же сказать, что семья для вас является позитивным, добрым и ценным словом?
– Да, семья является для каждого из нас главной ценностью. Но мы знаем, что в любой семье возникают конфликты.
– Как вы думаете, почему у родителей возникают конфликты с их детьми? (Ответы учащихся.) Одни не понимают друг друга. Способ понять своих родителей – встать на их место.
– Скажите, по поводу чего бывают конфликты между детьми и родителями?
(На доске составляется кластер в виде ромашки. Ребята называют проблемы, учитель прикрепляет листочки на доске. Все одинакового цвета, один листочек с проблемой другого цвета (другого цвета слово обучение.)
– Как вы думаете, почему слово обучение я выделила другим цветом? (Ответы учащихся.)
– Да, правильно. Эта проблема является одной из основных. Ребята, и поэтому я предлагаю вам подискутировать. Но для начала, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Вы любите читать?». (Ответы учащихся.)
– Я сама очень люблю читать. И недавно прочитала одно интересное произведение «Моя прелестная школа», автором которой является Ллойд Биггл-младший. Можно я вам вкратце расскажу об этом рассказе?
В этом рассказе речь идёт об одной учительнице, которая 25 лет проработала на Марсе, а затем прилетела на Землю, чтобы продолжить работу здесь. Но за это время в работе педагогов произошла революция, теперь здесь применяется телеобучение, т.е., дистанционное образование. Ученики не ходят в школу. Они слушают уроки у себя дома по телевизору, нет ни экзаменов, ни сочинений. Ученик сам выбирает предметы. Главная задача учителя – удержать ребенка возле телевизора. И учитель идет на разные условия, чтобы рейтинг был высоким.
– Как вы думаете, что в этом случае сделал учитель? Что он мог сделать? (Попытаться вернуть прежнее образование.)
– Она могла жить по этим законам? (Да.)
– Да, она сделала попытку. Первый урок прошёл замечательно. Она рассказывала о жизни на Марсе. Потом рейтинг упал, так как она начала преподавать свой предмет. Ей грозило увольнение. Но тут произошло некое чудо. Появились ученики, которые начали смотреть ее уроки.
– Как вы думаете, почему в такой ситуации полного дистанционного образования появились ученики, которые начали ее смотреть? (Ответы учащихся.)
– Как вы думаете, чем закончился рассказ? (Она собрала этих детей и начала вести обычные уроки.)
– Какой момент был переломным? (Живое общение.)
– И поэтому тема нашей дискуссии – «Дистанционное и очное образование». Первый стол будет выступать в роли родителей и отстаивать мнение, что очное образование лучше всего. Второй стол будет выступать в роли детей, и они будут отстаивать мнение, что дистанционное образование в современном мире лучше всего. Ребята, согласны, что данная тема актуальна в наше время? (Ответы учащихся.)
– У вас буквально 4 минуты, чтобы доказать свою точку зрения, чтобы привести больше аргументов в свою пользу. (Учащиеся, посовещавшись, приводят аргументы в пользу своей точки зрения.)
– Хорошо. Ребята, мы видим, что данная борьба может быть бесконечной. И диалог может не сложиться, если мы не будем искать компромисс. Сейчас у вас буквально 30 секунд на раздумывание, 30 секунд для того, чтобы найти компромисс по данной проблеме. Посоветуйтесь и предложите решение. (Учащиеся советуются, затем предлагают одно решение, учитывая мнение друг друга.)
Родители | Дети |
Основные предметы можно учить в школе, а неосновные –дистанционно | Гуманитарные предметы на домашнем обучении лучше учить, в школе же точные науки постигать |
– Как вы вышли из данной ситуации? Как решили проблему? (Родитель должен слышать ребенка и прислушиваться к нему, но также и дети должны слушать своих родителей.) Да, все верно. Молодцы!
– Ребята, у нас буквально осталось несколько минут. И я вам предлагаю сделать проект, который будет направлен на совместную деятельность детей (вас) и ваших родителей. Я точно знаю, что компромисс получается тогда, когда родители понимают своих детей, и дети могут научить чему-нибудь своих родителей. Вам нужно выступить некими учителями для своих родителей. Вам дается на создание проекта буквально 5 – 6 минут. На столах вы видите картон, на нем вам нужно будет изобразить свой проект и представить его. Можно использовать все подручные материалы, представленные на столах. Придумайте мероприятие, которое вы сможете воплотить в жизнь, которое сможете раз в месяц совместно с родителями делать. Допустим, поход в театр – это слишком просто. Пока вы думаете, я вам приведу в пример пару проектов, которые придумала сама. Например, велопоходы на пару дней или проект «Победи себя сам», который состоит из двух этапов. Первый этап – виртуальный. Ребенок у себя дома выполняет какое-нибудь задание, придуманное родителями, снимает это на телефон, и, придя в школу, он показывает отснятый материал, который оценивается педагогами и детьми. Происходит награждение. Второй этап – реальные соревнования. Родители приходят в школу и осваивают тот вид спорта, который интересен их ребёнку. Итог – взаимодействие.
– Придумайте проект, который будет интересен вам. Подумайте, в какую ситуацию хотели бы вы вовлечь своих родителей? (Ребята в течение 5 – 6 минут придумывают проект, затем каждая команда его представляет.)
– Чему вы сможете научить своих родителей? Что даст вам данный проект? (Ответы учащихся.)
IV. Подведение итогов. Рефлексия
– Ребята, вы молодцы! Ваши проекты показали нам, что вы хотите больше времени проводить с вашими родителями, больше общаться, больше сопереживать, что совместная деятельность делает вас ближе. Вы должны понимать, что родители видят конечную цель и хотят для вас всего самого лучшего. Ведь вы – для них самые желанные, самые ценные дети на земле. И вы должны слушать и прислушиваться к ним. И тогда будет мир и спокойствие в ваших сердцах!
– Ребята, вы молодцы! Желаю вам всего самого наилучшего! Спасибо за ваш труд. До свидания!