Декоративно-прикладное искусство в детском саду
№ 121
Лилия ШЕЙКО,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 107 г. Казани
Живя в многонациональном государстве, Россия является родиной разных народов говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.
Ребенок наделен правом развиваться духовно, на основе культурного наследия своего региона где проживает. Знать только о своем народе для современного человека очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Чтобы легче было общаться, изучать языки
Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности.
Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества.
И мы познакомимся лишь с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.
Хохлома – это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле «хохлома» является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица промысла – город Семенов, расположенный около Нижнего Новгорода. Художественная составляющая промысла имеет значение, поскольку мастеров в данной области очень мало.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует в районе города Городца. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В Нижегородских росписях можно различить два типа – павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью.
Дымковская игрушка. Возникновение этой игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина,
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Гжель – русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Делают посуду, делают игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывают лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносятся кистью. Мотивами этой росписи являются декоративные цветы, листья, травы.