Цвети, Республика моя!

Татьяна ХМЫЛЕВА,

воспитатель детского сада № 109 г. Казани

Цель: воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

– воспитать любовь к родине, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;

– дать представление, что такое Родина, родной край;

– познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;

– рассказать о природных богатствах родного края;

– закрепить знание о столице Казани и о родном городе;

– познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками Казани и своего города;

– продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами;

– воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству;

– учить самостоятельно создавать узор;

– обогащать и активизировать словарный запас: флаги, древко, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского народа, художественное слово.

Работа со словарем: президент, герб, гимн, мечеть, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол, фартук, платок.

Предварительная работа: дать общее представление о Республике Татарстан, её городах. Рассматривание фильм-путешествие в Татарстан, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.

Материалы для ОД: географическая карта Республики Татарстан, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, клей, цветная бумага, бросовый материал.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «Карусель дружбы». А давайте мы с вами возьмёмся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна. (Дети и воспитатель делают большой круг.) Ребята, а теперь поднимем наши руки вверх. (Поднимают руки.) Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озёрами, великолепными сёлами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. А потом хлопаем друг-другу в ладоши. Ну вот, какие молодцы!

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, Родина – это, прежде всег, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это – ваш дом, улица, село, где вы родились и живёте, это –детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это – природа, которая окружает вас. А чтобы вам было ещё понятнее, я хочу попросить у вас стихотворение про Родину. Кто хочет рассказать?

Желающий ребенок.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И берёзки у дороги, по которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом и душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Воспитатель. Для всех нас Родина – это наша республика. А как называется наша республика?

Дети. Татарстан.

Воспитатель. Правильно. А как вы думаете, а кто самый большой и главный человек в нашей республике? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, правильно. Минниханов Рустам Нургалиевич. (Слайд 1)

Воспитатель. Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, ребята. Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолёты, современные и красивые дома.

Воспитатель. Какой город называется столицей нашей республики? (Слайд 2)

Дети. Город Казань.

Воспитатель. А теперь смотрим на экран и на макет, на котором изображена наша столица.

(На экране государственная символика.)

Воспитатель. Дети, знаете ли вы что это? (Слайд 3)

Дети. Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель. У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. А давайте ка мы с вами вспомним: из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, правильно. Древко, полотнище. Флаг разделён на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая.

Воспитатель. А вот цвета флага что означает? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, всё верно. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зелёный – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель. Ах, какие вы молодцы!

Воспитатель. А ещё на государственном гербе Республики Татарстан изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несёт нашему народу тепло и добро. Внутри зелёного кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель. Наша республика у нас такая большая, что мы не можем окинуть её одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу её границы и реки, и леса, и города? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, всё верно. На карте.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Теперь мы рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей республики? (Ответы детей.)

Воспитатель. Совершенно верно, на бегущего коня.

Воспитатель. Ребята, а вот наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали на войне, пахали, сеяли. А вот посмотрите, реки на карте изображены голубым цветом, они идут как ленточка: Это – Волга, Кама, Белая, Казанка. Зелёные кружочки как пятнышки – это наши густые леса, луга, желтые пятна –поля, кружочками.

Воспитатель. А какие города Татарстана вы знаете?

Дети. Казань, Арск, Буинск, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Нурлат.

Воспитатель. А вы знаете, что Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну и даже другие регионы, страны, вся республика получает из Татарстана топливо – бензин, горючее, а газом отапливаются дома, детские сады, школы, заводы.

Воспитатель. А что же выращивают на полях республики? (Ответы детей.)

Воспитатель. Все верно. На полях выращивают пшеницу, рожь, гречку, ячмень, овёс, горох, сахарную свеклу. Да, наш Татарстан – это земледельческий край.

Вы знаете, что мы живём в многонациональной республике. Люди каких национальностей живут в Татарстане? (Ответы детей.)

Воспитатель. А чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. Почему у каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство?

А давайте мы посмотрим с вами  наши куклы в национальных костюмах.

Воспитатель. Первая кукла? (Татарская.) Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Давайте, поздороваемся с куклой на татарском языке. (Дети здороваются на татарском языке.)

Воспитатель. А каким именем мы ее назовём? (Ответы детей.)

Воспитатель. Наша кукла (Алсу или Амина) приглашает нас поиграть в татарскую национальную игру.

Татарская национальная игра «Яулык салыш».

Воспитатель. А давайте мы вместе отправимся с вами с куклой в художественную мастерскую «Чудеса Татарстана».

Посмотрите костюм нашей Алсу. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Азатом. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим: из каких элементов состоит их одежда?

Дети. У Алсу костюм. Она состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Азата из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.

Воспитатель. А как украшены их национальные костюмы? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, с татарскими узорами, орнаментами. Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, всё верно. Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т.д.)

Воспитатель. Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарский костюм с элементами. Перед вами элементы татарского костюма: тюбетейка, камзол, сапожки, фартук, платок. Давайте мы с вами украсим орнаментом. На столах лежат цветная бумага, шаблоны элементов растительного орнамента, ножницы, клей, а так же бросовый материал (бусы, вырезки из журналов, стразы и многое другое) Скажите, пожалуйста, как можно украсить их костюмы, где вы будете клеить орнамент?

Дети. Орнамент будет на фартуке, жилетке, тюбетейке, сапожках и платке.

Воспитатель. Ребята у меня в коробке цветные кружочки, возьмите пожалуйста кому какой цвет нравится. Мы разделились на две группы. Одна группа будет украшать фартук, сапожки и платок, а другая группа будет украшать жилетку и тюбетейку.

Практическая работа

Итог НОД

Воспитатель. Я думаю, что понравилось вам сегодня наше занятие. Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Дорогие ребята, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы. Домой пойдёте и расскажете родителям.