Cправиться можно с любыми трудностями

№ 103

Фидалия ХАЛИКОВА,

учитель химии высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова, кандидат педагогических наук 

Мария ВАСИЛЬЕВА,

учитель химии гимназии №90 г. Казани

Светлана СМИРНОВА,

учитель химии лицея №116 г. Казани

Бывшие студенты Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ по направлению «Химическое образование» Мария Николаевна Васильева и Светлана Петровна Смирнова сейчас работают учителями химии школ г. Казани. Мария Николаевна – учитель химии гимназии №90 Советского района, Светлана Петровна – учитель химии лицея №116 им. г. Казани

Если вспомнить предысторию: они поступили учиться, стали студентами в 2013 году и успешно закончили бакалавриат по специальности «бакалавр» по направлению «Химическое образование» в 2017 году. 

Работая учителями в школе, они продолжают учебу в магистратуре  Института психологии и образования по направлению «Химическое образование». «Необходимость магистратуры для молодого учителя связана с тем, что учеба в магистратуре даёт возможность самореализоваться, работать в сфере научных исследований, поддерживать связь с коллегами из других образовательных учреждений (каждый перерыв между парами – это мини-педсовет молодых учителей), возможность работать по окончанию магистратуры с детьми старших классов и ещё много всего нужного». Так пишут о магистратуре наши молодые учителя. 

Прощёл год с того момента, когда они пришли учителями химии в школы г. Казани. Позади остался самый ответственный первый учебный год, об этом  расскажут сами молодые учителя.

                                 ***                          

Я думаю, что для каждого учителя первый год работы в школе самый особенный и трудный. Потому что именно в это время происходит адаптация молодого педагога в профессиональной среде.

Молодой педагог при устройстве на работу – на должность учителя испытывает нижеперечисленные проблемы:

– взаимодействия с новым коллективом;

– взаимодействия с обучающимися разных классов, различного возраста;

– взаимодействия с родителями учащихся;

– работа с журналом,  со школьной документацией.

Проблема взаимодействия с педагогическим коллективом является одной из значимых, так как успешность работы будет зависеть от того, насколько удачно сложился социальный климат. Для того чтобы наладить отношения с коллегами нужно, побольше узнать об их методиках обучения предмета, педагогическом опыте. В этом непосредственно помогут посещения уроков у своих опытных коллег.

Проблема взаимодействия с обучающимися также является не маловажной. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо обязательно знать возрастные психологические особенности детей. К каждому обучающемуся нужно выстроить индивидуальный подход, чтобы добиться эффективности усвоения материала урока. С первых дней работы в школе, рекомендуется понаблюдать за учениками, узнать об их увлечениях, особенностях характера и темпераменте. Также необходимо проанализировать социальную обстановку в классе.

Взаимодействие с родителями учеников

Родители всегда должны знать об успехах или неудачах своего ребенка, поэтому учитель всегда должен выходить на связь, обсуждать с ними результаты обучения учащегося и давать лишь некоторые рекомендации.

У молодого учителя возникает проблема при работе со школьной документацией: правильное ведение электронных журналов, составление рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету, составление отчетной документации в конце четверти и полугодия. Это проблема решаема при обращении за консультацией к учителю-наставнику или же курируемому завучу, которые имеют многолетний стаж и опыт работы в школе.

Хочется отметить, что в целях решения проблемы адаптации в школе молодых учителей создается множество условий. Это и программа наставничества (психологическая и профессиональная поддержка и передача накопленного опыта учителей-носителей инновационного опыта новому поколению педагогов); психологические тренинги, проводимые школьным педагогом-психологом; различные мастер-классы, семинары, круглые столы,  которые в той или иной степени помогают молодому специалисту приспособиться к среде.

Я считаю, что справиться можно с любыми трудностями, если работа действительно является любимой. Поэтому мой совет: любите детей, любите свой преподаваемый предмет и вы узнаете, что школа – это замечательное место для работы, а быть учителем – это самая интересная и значимая профессия на Земле!

                               ***

Адаптация – это приспособление человека к окружающему миру. В моем случае окружающий мир – лицей.  По-моему, моя адаптация прошла легко: с первых дней работы сложились доверительные отношения с руководством школы, коллеги практически все (всего их более 50 человек!) откликаются на помощь. Если вспомнить даже первую неделю работы в августе 2017 года, тогда ещё чувствовалась поддержка коллег: то молоток для ремонта кабинета одолжат, то совет по составлению рабочего плана или рекомендацию по нахождению подхода к тому или иному возрасту ребёнку дадут и т.д. Я бы не смогла адаптироваться к работе без поддержки руководства школы.

Совет: старайтесь поддерживать здоровую атмосферу по отношению к коллективу школы: не надо бояться руководства, нужно бояться его подвести.

Трудности. Данный пункт есть и будет в любой сфере труда. Первая трудность, с которой я столкнулась, неосведомленность в перечне работы учителя. Эту проблему устранила, ознакомившись с локально-нормативными актами образовательного учреждения. Разработав с помощью ведущего учителя химии рабочие программы по химии, я столкнулась с проблемой – в параллели VIII класса будет класс по ФГОС. Это значило, что рабочую программу по химии для одного VIII класса нужно разработать согласно федеральному государственному образовательному стандарту. Путём самообразования и вспомнив всё то, чему учили в университете, эта проблему решила. Дальше – сложнее. В сентябре к работе учителя с документацией добавилась работа с обучающимися.

А это: запоминание имён и фамилий более 200 детей (+50 коллег), соблюдать субординацию (что сложно даётся даже после 4-х лет работы в лагере с детьми старшего возраста), находить подход к каждому обучающемуся и т.д.

Не могу не написать о классном руководстве. Пожалуй, его тоже можно отнести к трудностям первого года работы учителем химии. Сложно было особенно тогда, когда другие учителя, которые работали с «моими» детьми, вызывали меня на урок с целью налаживания дисциплины в классе. Тут без прямого контакта с родителями детей, коллегами и руководством не обойтись. Эту трудность мы переступили – собрали рабочую группу коллег во главе с директором. В течение нескольких недель, мы совместными усилиями повышали мотивацию детей к учебе через разные методы и приемы, вели журнал дисциплины в классе, давали возможность детям самореализоваться в конкурсах, соревнованиях, проектной деятельности.

Таким образом, у «моего» класса повысилась не только дисциплина, но и качество обучения, по сравнению с предыдущей четвертью. К трудностям первого года работы учителем отношу и свою нагрузку в более 20 часов в неделю: уроки химии, ИЗО, надомное обучение, кружок и классное руководство. Классное руководство – работа трудная, но без этой деятельности я не считаю мой первый год работы в школе полноценным. Было много мероприятий, бесед, встреч, разговоров с каждым из класса, слез детей, разочарований и очарований, радость и гордость за успехи каждого из детей…

Думаю, мне повезло с учащимися!

Совет: учитель должен вдохновлять детей! Будьте оптимистом, несмотря ни на что. Как говорил У.Черчиль: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности».

Магистратура. Режим дня молодого учителя не прост – с 8 утра до 15 часов, в дни кружков может быть и до 16 часов. Если повезёт, то будет один день методического дня – день самообразования, подготовки к урокам и т.д. Мне повезло с учебой в магистратуре, так как дни учебы совпадают с моим методическим днем, днями работы до 15 часов (расписание учебы по нашему направлению «Химическое образование» построено таким образом, чтобы студенты могли учиться в свободное от работы вечернее (преимущественно) время).

Совет: относитесь к учебе в магистратуре как ко второй работе, т. е. не жалея себя, ответственно и с оптимизмом.

Рекомендации.  Школа – удивительное место, где учитель чувствует себя вечно молодым. Если у вас по окончанию учебы в бакалавриате (магистратуре) не появляется желание помогать детям, делать всё возможное и невозможное для того, чтобы будущее подрастающего поколения было ясным и светлым – уберите прочь мысль пойти работать в школу.

Кроме вышеперечисленных советов хочется рекомендации молодым учителям (выпускникам вузов, педколледжей), которые также как и я мечтают привнести светлое и доброе в становление всесторонне развитой личности обучающихся на уроках химии:

           – имейте четкое представление о результатах каждого урока, которое достигаете согласно цели урока химии;

           – во время урока старайтесь увидеть действия каждого обучающихся, причём не только отрицательные (нарушение ПТБ, «лишние» предметы на рабочем столе), но и положительные (быстро решенная задача в тетради, помощь соседу по парте, соблюдение дресс-кода школьной формы и т.д.);

          – срез знаний в виде самостоятельной работы – быстрый помощник в корректировке знаний обучающихся. Проще своевременно устранять пробелы в знаниях обучающихся, чем оставаться после уроков. Во время учебы в магистратуре оставаться после уроков или в утренние часы с «неуспевающими» учениками физически невозможно;

         – не бойтесь просить помощи у руководства школы или коллег — все когда-то были молодыми учителями с большим количеством вопросов;

          – следите за собственным! здоровьем. От того, насколько вы себя хорошо чувствуете, зависит физическое и нравственное здоровье детей и коллег. Кроме того, кто-то даже должен будет вас заменить, если заболеете. Питайтесь правильно, соблюдайте хотя бы питьевой режим, прогулка от места работы до учебы заменит дневную норму прогулок;

          – в наше время в соцсетях есть множество сообществ и групп для учителей, где можно найти решение практически на любой вопрос: от педагогических ситуаций на уроке/вне урока до статей трудового кодекса.

Также на сайтах для педагогов имеется большое количество мотивирующих статей и иллюстраций, которые помогают настроиться на рабочий лад.