Чудесная ёлочка

 

(Проект игрового многофункционального логопедического пособия

Лариса КИРИКМАСОВА,

учитель-логопед детского сада № 405 г. Казани

Алия АБДУЛЛАЕВА,

воспитатель детского сада №  2 дер. Куюки Пестречинского района

Работа учителя-логопеда отличается от других тем, что приходится находить такие методические приемы и пособия, которые отличались многофункциональностью, т.е. помогали бы в решении многих проблем и подходили для детей разного возраста. Основные задачи, которые можно решить в процессе использования нашей «Ёлочки» – развитие сенсомоторных функций, формирование речевого дыхания, лексико-грамматических категорий, обогащение активного и пассивного словаря, понимание и использование предлогов и др. – подходят для  детей разного возраста.

Мы создали многофункциональное логопедическое пособие «Чудесная ёлочка» для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми от 2 до 7 лет по лексической теме «Новый год». Ёлочка и игрушки сшиты из экологических материалов. Они легкие, безопасные, компактные.  К ёлочке пришиты яркие пуговки, разного размера и цвета.

Приглашаем вас поиграть.

Многофункциональное логопедическое пособие « Чудесная ёлочка»

Фетровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук.

Задачи:

– автоматизация и дифференциация звуков;

– обогащение словарного запаса ( существительных и прилагательных);

– развитие связной речи;

– развитие мелкой моторики.

Пособие изготовлено из натуральной ткани – фетра. Съемные элементы –из фетра. Так же использованы — пуговицы, различные украшения – снежинки,  бусины разной величины и формы. Прищепки разной формы, с разными снежинками и бантиками, шарами.

Пособие состоит:

объемная елка – высота 30 – 35 см., ширина – 15 см.

Съемные элементы:

–  разноцветные снежинки на прищепках;

– бантики разного цвета на прищепках;

– новогодние шарики разного цвета на прищепках 14 фигурок (фетровых) на петельках: ангел, рукавичка, птичка, избушка с сюжетом, снеговик, апельсиновая долька, пингвин с елочкой, ежик в шарфике, кулич (пирожное, торт), конфета, новогодняя игрушка, олень с бубенчиком, слон, украшение на макушке. (Эти фигурки можно создавать новые по мере необходимости к определенному закрепляемому звуку или по лексическим темам.)

Варианты игр

  1. «Отгадай загадку». Учить детей отгадывать загадки, подбирать соответствующую фигуру. Игра подходит детям с ТНР для обогащения пассивного словаря.

Взрослый загадывает загадку, например,

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки – ни одной.

– Это ёж… (Ребенок за петельку надевает на елку.)

(Загадки подбирает взрослый по своему усмотрению. Дети старшего возраста могут придумывать самостоятельно, как описание предмета. Н/р – он серый с колючками, живет в лесу.)

  1. «Какая? Какой? Какое? Какие?». Расширение словаря прилагательных. Формирование согласований окончаний в мужском, женском и среднем роде, в единственном и множественном числе. Кто больше придумает слов – прилагательных.

– У меня птичка розовая, маленькая, звонкая, легкая, проворная, смелая и т.д.

  1. «Что пропало?». Фокончаний слов мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе при добавлении слова – отрицания.

–  Нет пингвина, нет конфеты и т.д.

  1. «Скажи где?» Формирование пространственных представлений, активиация в речи таких понятий, как – слева – справа, сверху – снизу, после, перед, между, первый- последний.

Кулич справа от конфеты, долька апельсиновая после домика и т.д.

  1. «Тихо падал снег….». Учить составлять предложение по образцу:

Тихо падал снег на ангела…. на рукавичку и т.д.

  1. «Назови ласково». Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные слова с использованием суффиксов: ангел – ангелочек, конфета – конфеточка, снеговик – снеговичок, рукавица – рукавичка и т.д.
  2. «Запомни, как лежало». Развивать зрительную и речевую память, умение объяснить изменения.

1-й вариант. Взрослый раскладывает на столе игрушки (3 – 4 шт.) ребенок запоминает последовательность. Затем закрывает глазки, а педагог прячет один  предмет.. ребенок должен вспомнить и назвать спрятанный предмет. Постепенно количество предметов увеличивается.

2-й вариант. Взрослый раскладывает на столе игрушки (3 – 4 шт.) ребенок запоминает последовательность. Затем закрывает глазки, а педагог меняет предметы местами.

  1. «Один-много». Учить детей образовывать слова во множественном числе…

Кулич – куличи – много куличей; ангел – ангелы – много ангелов и т.д.

  1. «Веселый счет». Формировать умения согласовывать окончания числительных с существительными в мужском, женском и среднем роде.

Сосчитай до пяти. Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков и т.д.

  1. «Собери друзей». Учить детей собирать предметы, которые подходят по:

– лексической теме (н/р – все сладости, все игрушки, всё холодное, всё розовое и т.д);

– все слова со звуком [Л] и другие, в зависимости от автоматизации и дифференциации/