«Что за прелесть эти сказки!»

№ 137
(Конспект урока литературы в 5 классе)

Эльмира СКОБЕЛКИНА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы № 82 г. Казани

Цели урока:

1.      Обобщить знания учащихся об идейном и художественном своеобразии сказок А.С.Пушкина.

2.      Формирование умения по началам анализа художественного произведения.

3       Воспитания чувства прекрасного и любви к чтению.

Форма урока: Первый опыт урока – исследования.

Оборудование: Сказки А.С.Пушкина

Портрет А.С.Пушкина. Художник П.Ф.Соколов.

Иллюстрации  к сказкам :

М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»,

Т.А.Маврина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Обобщающая таблица          (раздаточный материал)

Фонограмма. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», отрывок «Полет шмеля»

Записи на доске:

1.                Теория литературы:

Композиция

Зачин

Концовка

Закон троичности

Язык сказки

Стихотворный размер- заданная схема строения стихотворной строки

Рифма- повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

Хорей — — —

  1. Дата проведения урока.
Александр Сергеевич Пушкин
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»

Эпиграф:   Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.»

А.С.Пушкин

  1. Словарная работа: нрав* — то же, что и характер.
  2. Материал для определения размера стиха:

Ты, ко-неч-но, спо-ру нет,

Ты, ца-ри-ца, всех ми-ле-е…

 

В си-нем не-бе звез-ды бле-щут,

В си-нем мо-ре вол-ны хле-щут…

 

  1. Домашняя работа:

А. Устное сочинение «Что меня особенно изумило в сказках А.С.Пушкина»;

Б. «Мои иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Ход урока:

1.      Прослушивание фонограммы.

–                   Где? В какой сказке услышим мы отражение этой музыки?

–                   Тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!»

Вступление в мир пушкинских сказок.

*   Чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый»)

—                     Вы впервые слышите эти строки?

—                     Почему они невольно остаются в памяти?

—                     Почему так завораживают?

—                     Какие сказочные мотивы (образы, герои) присутствуют в этом отрывке?

—                     Каково вам было читать пушкинские строки?

—                     Пушкинское «Лукоморье» – мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борением добра и зла. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, свободно и стремительно движется сказка, создавая налету беглые, но всегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.

А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль. И даже сам автор сам же нам и говорит «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Именно эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.

Где, в каких словах сказки находит выражение ее основная идея? На этот вопрос подчас не так-то легко ответить, потому что мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности…

  1. 2.                Эвристическая беседа по обобщению.

—                     Что же общего во всех этих сказках? Что их объединяет? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего урока – исследования.

Все наши выводы мы будем фиксировать в «Обобщающей таблице»

—    Итак, во-первых, давайте с вами вспомним, с какими особенностями сказочной композиции и сказочного сюжета мы с вами познакомились на уроках литературы?

—                     С чего начинаются сказки?

—                     А чем заканчиваются?

—                     Сколько раз повторяются эпизоды?

—                     Число «три» со времен глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, тир сестры. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только усиливает напряжение, но придает сказке композиционную стройность, строгость.

—                     Какое еще число часто встречается в сказках? Приведите примеры.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.»

«Сказка о царе Салтане»

«Жил старик со старухой

У самого синего моря;»

« Сказка о рыбаке и рыбке»

«Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.»

«Сказка о золотом петушке»

«Я там был, мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил.»

«Сказка о царе Салтане»

«И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.»

«Сказка о золотом петушке».

—        Наличие зачинов и концовок доказывает нам то, что Пушкин нарушал традиций строения народных сказок.

—                     Повторяются ли какие-нибудь эпизоды в сказках Пушкина три раза? Приведите примеры.

—                     В каких сказках мы встречаем число «33»?

—                     К каким группам можно отнести наши сказки? Отметьте это в таблицах.

—                     Ребята, скажите, какой общей темой объединены сказки, которые мы с вами прочитали?

(В каждой сказке присутствует «помощник»).

—                     Назовите этих «помощников» и запишите в таблицы.

—                     Настало время поговорить о главных героях сказок.

—                     Посмотрите, пожалуйста, на заглавия сказок…

—                     Почему поэт, называя в первой же «заглавной» строке почти всех героев сказки, о ком- то намеренно не упоминает?

—                     Справедлив ли автор в отношении своих героев?

—                     Кто избранники поэта его любимцы? Назовите всех главных героев сказок. Прежде всего, положительных, любимых героев самого автора. Запишите в карточках их имена.

—                     Кто центральный персонаж «Сказки о рыбаке и рыбке»

(Рыбка)

—                     Определите главные черты характера рыбки.

(Мудрость, справедливость)

—                     Отчего она « вдруг»  изменилась: даже не удостоила старика ответом?

—                     Безжалостна или справедлива рыбка?

—                     С каким «персонажем» связан тесно образ «государыни рыбки»?

(Морем)

—                     Есть ли у моря «характер»?

—                     Как она реагирует на каждый новый приход старика? Приведите примеры из текста.

«Видит  –  море слегка разыгралось.»

«Помутилось синее море»

«Неспокойно синее море»

«Почернело синее море»

«…на море черная буря;

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют»

—                     Поговорим об образе старухи. Какая черта в характере старухи главная?

(Жадность)

—     А то, что она пожелала быть не просто «владычицей морской», а еще и того, чтобы рыбка ей «служила и была бы у ней на посылках», о чем говорит? О какой черте характера рыбки?

( О ее неблагодарности)

—                     Что страшнее в человеке: жадность или неблагодарность?

—                     В какой из сказок А.С.Пушкина главный герой  также с неблагодарностью относится к своему помощнику?

—                     Какой урок мы извлечем из этих сказок?

—                     А сейчас нас ждет встреча с героями «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Кто из героев сказки вам понравился?

—                     Почему они вам понравились? Что в них хорошего?

—                     Припомните из сказки все то, что показывает добрый нрав царевны. (Обратить внимание детей на слово «нрав»).

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого».

—                     В царевне прекрасная наружность соединяется с пленительными душевными  качествами.

Царевна «нраву кроткого такого», т.е. скромная, простая.

Ее скромность отмечается автором в слове «тихомолком».

Кроткий нрав царевны ярко проявляется в тот момент, когда она знакомится с богатырями:

«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к нам зашла,

Хоть звана и не была.»

Пленительная черта царевны – сердечность, доброта. Трогательна своей задушевностью царевна в обращении к сенной девушке ( в лесу):

«Жизнь моя…

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

С сердечностью она обращается к нищей чернице; нежна в отношениях с   «милыми» братьями – богатырями.

—                     Какова царица – мачеха? Найдите ее характеристику в начале сказки.

«Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.»

—                     Гордость царицы —  это положительная или отрицательная черта в характере  царицы?

—                     Гордость в отрицательном смысле – преувеличенное мнение о своих достоинствах, сознание своего превосходства над другими. Царица — холодная.

—                     С кем она была всегда приветливой?

—                     Именно так.

«С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила…»

—                     С какой народной сказкой сродни сказка А.С.Пушкина?

(«Морозко»)

—                     И в той и в другой сказке показано, как мачеха преследует падчерицу, как мачеха преследует падчерицу, в силу ее добрых качеств, достигает счастья.

Это еще раз доказывает, что пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. Но, однако, необходимо сказать то, что его сказки – не переделка народных сказок, не подражание им. Это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта»

—                     И постоянный наш вопрос: какой «урок» мы извлекаем из сказки?

—                     В какой из своих сказок Пушкин также затрагивает тему «зависти и великодушия»?

—                     В чем это выражается?

Обратим свое внимание на язык сказок А.С.Пушкина.

Язык сказок Пушкина, в общем, колеблется между литературным и народно-простонародным, крестьянский элемент имеет здесь определенную функцию: он помогает нам приблизиться к сказочной действительности.

Украшают сказку и разные прибаутки, присказки – коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные: «кот ученый» «идет направо песнь заводит, налево – сказку говорит».

Значительную роль играют здесь элементы, окрашивающие повествование и придающие ему лирическое звучание: тавтологические выражения, эпитеты, сравнения:

«К алым губкам поднесла…»

«В путь-дорогу снарядился…»

Пушкин часто использует элементы народно-бытовой речи:

«Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи…»

«Честь хозяям отдала…»

—                     Обратите внимание на строение сказок А.С.Пушкина.

—                     Вы легко узнали стихи? Как?

—                     Чем они отличаются от иной – прозаической речи?

—                     То, что вы называете «складно», и есть отличительная черта стихотворения. Только в литературе «Складно» – это рифма.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

(Запись определения в рабочие тетради).

—                     Стихи отличаются от прозы большой ритмичностью, которая выражается  закономерным расположением ударных и безударных слогов.

В зависимости от количества слогов и места ударения в стопе определяется стихотворный размер – это заданная схема строения стихотворной строки.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из стихотворных размеров – хореем. Посмотрите, как определяется стихотворный размер.

Работа с текстом на доске:
  1. Выписываем отрывок из произведения.
  2. Разбиваем слова на слоги.
  3. Ставим ударение.

«Ты, ко-неч-но, спо-ру нет,

Ты, ца-ри-ца, всех ми-ле-е…»

—                     Обратите внимание. На какие слоги падают ударения?

  1. Составляем схему:       — —   — —   — —   —

— —   — —   — —   — —

—                     Запомните, если ударение в стихотворной строке падает на 1,3,5,7 слоги, такой размер называется хореем (запись в тетради). Таким образом, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин использовал хорей.

—                     Определите  стихотворный размер «Сказки и царе Салтане».

 

  1. 3.                Подведение итога урока.

—                     Обратимся еще раз к эпиграфу к нашему уроку:

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

— Справедливо ли высказывание Александра Сергеевича? Чему нас научили его сказки?

 

  1. 4.                Оценка деятельности учащихся на уроке.

5.      Домашнее задание:

1. Устное сочинение «Что меня изумило в сказках А.С.Пушкина.

2. «Мои иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

— Вы, наверное, когда читали сказки, уже сталкивались с иллюстрациями к сказкам Александра Сергеевича. Да, их, действительно, очень много, и на урок я принесла несколько из них. Обратите на них внимание. Но хотелось бы, чтобы вы создали именно свои, показали свое видение некоторых сказочных эпизодов.

Использованная литература:

  1. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. Санкт-Петербург : Паритет, 2007. 320 с.
  2. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. 562, [14] с. (Словари).
  3. Серия: Собрание мировой классики Александр Пушкин. Полное собрание поэм и сказок / авторский сборник. М.: Альфа-книга, 2013 г.