«Что за прелесть эти сказки!»
№ 137
(Конспект урока литературы в 5 классе)
Эльмира СКОБЕЛКИНА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы № 82 г. Казани
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся об идейном и художественном своеобразии сказок А.С.Пушкина.
2. Формирование умения по началам анализа художественного произведения.
3 Воспитания чувства прекрасного и любви к чтению.
Форма урока: Первый опыт урока – исследования.
Оборудование: Сказки А.С.Пушкина
Портрет А.С.Пушкина. Художник П.Ф.Соколов.
Иллюстрации к сказкам :
М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»,
Т.А.Маврина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Обобщающая таблица (раздаточный материал)
Фонограмма. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», отрывок «Полет шмеля»
Записи на доске:
1. Теория литературы:
Композиция
Зачин
Концовка
Закон троичности
Язык сказки
Стихотворный размер- заданная схема строения стихотворной строки
Рифма- повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
Хорей — — —
- Дата проведения урока.
Александр Сергеевич Пушкин
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»
Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»
А.С.Пушкин
- Словарная работа: нрав* — то же, что и характер.
- Материал для определения размера стиха:
Ты, ко-неч-но, спо-ру нет,
Ты, ца-ри-ца, всех ми-ле-е…
В си-нем не-бе звез-ды бле-щут,
В си-нем мо-ре вол-ны хле-щут…
- Домашняя работа:
А. Устное сочинение «Что меня особенно изумило в сказках А.С.Пушкина»;
Б. «Мои иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Ход урока:
1. Прослушивание фонограммы.
– Где? В какой сказке услышим мы отражение этой музыки?
– Тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!»
Вступление в мир пушкинских сказок.
* Чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый»)
— Вы впервые слышите эти строки?
— Почему они невольно остаются в памяти?
— Почему так завораживают?
— Какие сказочные мотивы (образы, герои) присутствуют в этом отрывке?
— Каково вам было читать пушкинские строки?
— Пушкинское «Лукоморье» – мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борением добра и зла. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, свободно и стремительно движется сказка, создавая налету беглые, но всегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.
А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль. И даже сам автор сам же нам и говорит «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Именно эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
Где, в каких словах сказки находит выражение ее основная идея? На этот вопрос подчас не так-то легко ответить, потому что мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности…
- 2. Эвристическая беседа по обобщению.
— Что же общего во всех этих сказках? Что их объединяет? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего урока – исследования.
Все наши выводы мы будем фиксировать в «Обобщающей таблице»
— Итак, во-первых, давайте с вами вспомним, с какими особенностями сказочной композиции и сказочного сюжета мы с вами познакомились на уроках литературы?
— С чего начинаются сказки?
— А чем заканчиваются?
— Сколько раз повторяются эпизоды?
— Число «три» со времен глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, тир сестры. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только усиливает напряжение, но придает сказке композиционную стройность, строгость.
— Какое еще число часто встречается в сказках? Приведите примеры.
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.»
«Сказка о царе Салтане»
«Жил старик со старухой
У самого синего моря;»
« Сказка о рыбаке и рыбке»
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.»
«Сказка о золотом петушке»
«Я там был, мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил.»
«Сказка о царе Салтане»
«И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»
«Сказка о золотом петушке».
— Наличие зачинов и концовок доказывает нам то, что Пушкин нарушал традиций строения народных сказок.
— Повторяются ли какие-нибудь эпизоды в сказках Пушкина три раза? Приведите примеры.
— В каких сказках мы встречаем число «33»?
— К каким группам можно отнести наши сказки? Отметьте это в таблицах.
— Ребята, скажите, какой общей темой объединены сказки, которые мы с вами прочитали?
(В каждой сказке присутствует «помощник»).
— Назовите этих «помощников» и запишите в таблицы.
— Настало время поговорить о главных героях сказок.
— Посмотрите, пожалуйста, на заглавия сказок…
— Почему поэт, называя в первой же «заглавной» строке почти всех героев сказки, о ком- то намеренно не упоминает?
— Справедлив ли автор в отношении своих героев?
— Кто избранники поэта его любимцы? Назовите всех главных героев сказок. Прежде всего, положительных, любимых героев самого автора. Запишите в карточках их имена.
— Кто центральный персонаж «Сказки о рыбаке и рыбке»
(Рыбка)
— Определите главные черты характера рыбки.
(Мудрость, справедливость)
— Отчего она « вдруг» изменилась: даже не удостоила старика ответом?
— Безжалостна или справедлива рыбка?
— С каким «персонажем» связан тесно образ «государыни рыбки»?
(Морем)
— Есть ли у моря «характер»?
— Как она реагирует на каждый новый приход старика? Приведите примеры из текста.
«Видит – море слегка разыгралось.»
«Помутилось синее море»
«Неспокойно синее море»
«Почернело синее море»
«…на море черная буря;
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют»
— Поговорим об образе старухи. Какая черта в характере старухи главная?
(Жадность)
— А то, что она пожелала быть не просто «владычицей морской», а еще и того, чтобы рыбка ей «служила и была бы у ней на посылках», о чем говорит? О какой черте характера рыбки?
( О ее неблагодарности)
— Что страшнее в человеке: жадность или неблагодарность?
— В какой из сказок А.С.Пушкина главный герой также с неблагодарностью относится к своему помощнику?
— Какой урок мы извлечем из этих сказок?
— А сейчас нас ждет встреча с героями «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Кто из героев сказки вам понравился?
— Почему они вам понравились? Что в них хорошего?
— Припомните из сказки все то, что показывает добрый нрав царевны. (Обратить внимание детей на слово «нрав»).
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого».
— В царевне прекрасная наружность соединяется с пленительными душевными качествами.
Царевна «нраву кроткого такого», т.е. скромная, простая.
Ее скромность отмечается автором в слове «тихомолком».
Кроткий нрав царевны ярко проявляется в тот момент, когда она знакомится с богатырями:
«И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к нам зашла,
Хоть звана и не была.»
Пленительная черта царевны – сердечность, доброта. Трогательна своей задушевностью царевна в обращении к сенной девушке ( в лесу):
«Жизнь моя…
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
С сердечностью она обращается к нищей чернице; нежна в отношениях с «милыми» братьями – богатырями.
— Какова царица – мачеха? Найдите ее характеристику в начале сказки.
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.»
— Гордость царицы — это положительная или отрицательная черта в характере царицы?
— Гордость в отрицательном смысле – преувеличенное мнение о своих достоинствах, сознание своего превосходства над другими. Царица — холодная.
— С кем она была всегда приветливой?
— Именно так.
«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила…»
— С какой народной сказкой сродни сказка А.С.Пушкина?
(«Морозко»)
— И в той и в другой сказке показано, как мачеха преследует падчерицу, как мачеха преследует падчерицу, в силу ее добрых качеств, достигает счастья.
Это еще раз доказывает, что пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. Но, однако, необходимо сказать то, что его сказки – не переделка народных сказок, не подражание им. Это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта»
— И постоянный наш вопрос: какой «урок» мы извлекаем из сказки?
— В какой из своих сказок Пушкин также затрагивает тему «зависти и великодушия»?
— В чем это выражается?
Обратим свое внимание на язык сказок А.С.Пушкина.
Язык сказок Пушкина, в общем, колеблется между литературным и народно-простонародным, крестьянский элемент имеет здесь определенную функцию: он помогает нам приблизиться к сказочной действительности.
Украшают сказку и разные прибаутки, присказки – коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные: «кот ученый» «идет направо песнь заводит, налево – сказку говорит».
Значительную роль играют здесь элементы, окрашивающие повествование и придающие ему лирическое звучание: тавтологические выражения, эпитеты, сравнения:
«К алым губкам поднесла…»
«В путь-дорогу снарядился…»
Пушкин часто использует элементы народно-бытовой речи:
«Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи…»
«Честь хозяям отдала…»
— Обратите внимание на строение сказок А.С.Пушкина.
— Вы легко узнали стихи? Как?
— Чем они отличаются от иной – прозаической речи?
— То, что вы называете «складно», и есть отличительная черта стихотворения. Только в литературе «Складно» – это рифма.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
(Запись определения в рабочие тетради).
— Стихи отличаются от прозы большой ритмичностью, которая выражается закономерным расположением ударных и безударных слогов.
В зависимости от количества слогов и места ударения в стопе определяется стихотворный размер – это заданная схема строения стихотворной строки.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из стихотворных размеров – хореем. Посмотрите, как определяется стихотворный размер.
Работа с текстом на доске:
- Выписываем отрывок из произведения.
- Разбиваем слова на слоги.
- Ставим ударение.
«Ты, ко-неч-но, спо-ру нет,
Ты, ца-ри-ца, всех ми-ле-е…»
— Обратите внимание. На какие слоги падают ударения?
- Составляем схему: — — — — — — —
— — — — — — — —
— Запомните, если ударение в стихотворной строке падает на 1,3,5,7 слоги, такой размер называется хореем (запись в тетради). Таким образом, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин использовал хорей.
— Определите стихотворный размер «Сказки и царе Салтане».
- 3. Подведение итога урока.
— Обратимся еще раз к эпиграфу к нашему уроку:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
— Справедливо ли высказывание Александра Сергеевича? Чему нас научили его сказки?
- 4. Оценка деятельности учащихся на уроке.
5. Домашнее задание:
1. Устное сочинение «Что меня изумило в сказках А.С.Пушкина.
2. «Мои иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
— Вы, наверное, когда читали сказки, уже сталкивались с иллюстрациями к сказкам Александра Сергеевича. Да, их, действительно, очень много, и на урок я принесла несколько из них. Обратите на них внимание. Но хотелось бы, чтобы вы создали именно свои, показали свое видение некоторых сказочных эпизодов.
Использованная литература:
- Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. Санкт-Петербург : Паритет, 2007. 320 с.
- Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. 562, [14] с. (Словари).
- Серия: Собрание мировой классики Александр Пушкин. Полное собрание поэм и сказок / авторский сборник. М.: Альфа-книга, 2013 г.