Что? Где? Когда?

№ 208

(Интеллектуально-познавательная игра, посвященная творчеству Г.Тукая в старших группах)

Энзе ХИСАМОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории Столбищенского детского сада «Сказка» Лаишевского района

Румия МУБАРАКОВА,

воспитатель I квлификационной категории Столбищенского детского сада «Сказка» Лаишевского района

Елена НИКИФОРОВА,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Столбищенского детского сада «Сказка» Лаишевского района

Цель: повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

– познакомить детей с жизнью и творчеством татарского писателя Г.Тукая;

– развивать разговорную речь детей, уметь правильно отвечать на вопросы, составлять диалог и закрепление новых понятий;

– воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и её традициям через произведения Г.Тукая;

– привить чувство патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

Предварительная работа: беседа о поэте, чтение его сказок, стихов, разучивание песни «Туган тел», просмотр мультфильмов по произведениям Г.Тукая на татарском и русском языках.

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, слайды с правильными ответами, столы для команд, игровое поле, волчок, запись темы Шурале из балета «Шурале» Фарида Яруллина, иллюстрации по сказкам Г.Тукая, предметы для «чёрного ящика», конверты с заданиями, колокольчики для каждой команды, атрибуты и декорация для инсценировки стихотворения, скрипичный ключ для музыкальной паузы.

Ход игры

Ведущий. Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!

«С народом России мы песни певали,

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить.

Есть общее в нашем быту и морали.

Нанизаны мы на единую нить!» – писал поэт Габдулла Тукай, день рождения которого мы отмечаем 26 апреля.

Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?» по творчеству замечательного поэта Г.Тукая. В игре принимают участие четыре команды старших групп нашего детского сада. (Заставка игры +слайд.)

Ведущий. Команды, просим занять места. (Капитаны команд проходят за игровой стол.)

Сейчас предоставляем слово командам: представить свою команду, девиз команды.

1-я команда. «Су анасы» (Водяная), капитан команды: Сабир.

Девиз: «Есть хозяин или нет ввек чужого не бери!»

2-я команда. «Бәхетле балалар» (Счастливые дети), капитан команды: Виктория.

Девиз: «Очень счастлив тот ребенок, кто в занятия влюблен»

3-я команда. «Карлыгач» (Ласточка),  капитан команды: Адиля.

Девиз: «Делу время, потехе час».

4-я команда. «Акыллы балалар» (Умники), капитан команды: Сайдаш.

Девиз: «Будь терпелив, настойчив, смел – отчаянью не уступай!».

Ведущий. Итак, 1-й раунд.

(Перед каждым раундом капитан одной из команд крутит волчок. Звучит музыка. На экране заставка. После каждого ответа на экране появляется заставка с правильным ответом. Когда команда готова отвечать, звонит в колокольчик.)

Ведущий (берет конверт). В каждом конверте задание.

  1. «Из какой сказки или стихотворения этот отрывок?»:

А) «За деревьями густыми, что росли на берегу,

Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу…» (Из сказки «Водяная».)

Б) «Подойди дружок мой ближе,

Отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку,

Кто кого пересмеет»… (Из сказки «Шурале».)

В) «Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!» (Из стихотворения «Забавный ученик».)

Г) Таскала глину в остром клювике своем.

Из глины строила она красивый дом. (Из стихотворения «Ласточка».)

  1. Вопрос от музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель. Уважаемые знатоки! Вам нужно прослушать музыкальный фрагмент. Какого героя из сказок Тукая характеризует этот фрагмент? (Звучит тема Шурале  из одноименного балета Фарида Яруллина.

Команды отвечают.) Итак, правильный ответ – Шурале. (На экране фото Шурале.)

2-й раунд – «Чёрный ящик»

(В ящике находится предмет, принадлежащий одному из героев сказок Габдуллы Тукая.)

Золотой гребень – «Су анасы» (На экране правильный ответ.)

3-й раунд – «Домашнее задание»

(Задание для детей старшей группы «Ладушки», они инсценируют стихотворение Габуллы Тукая «Кончил дело, гуляй смело».)

Музыкальная пауза

(Танец с цветами детей старщей  группы «Капитошка» (татарская народная мелодия «Каз канаты».)

4-й раунд. Игра со зрителями

– Как ты по-татарски позовёшь к себе Акбая и предложишь ему сесть? (Кил монда, утыр.)

– Скажите, чем угощает Гали Козу из произведения Тукая «Гали и коза»? (Травой)

– Как ты думаешь, какому стихотворению можно отнести картинку на экране? 7+я (Семья)

– Как зовут персонажа, который упал в молоко? (Мышка, тычкан)

5-й раунд. Задание для капитанов команд

Собрать картинку-пазл по иллюстрациям сказок Тукая.

6-й раунд – «Поэтическое» задание

(Каждая команда рассказывает одно стихотворение Габдуллы Тукая.)

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, вы все молодцы! Сегодня вы ещё раз показали и доказали, что очень хорошо знакомы с творчеством Габдуллы Тукая. Ну, а, сейчас встречаем нашего гостя. (Выходит взрослый в образе Шурале и вручает дипломы за активное участие.)

Ведущий. Ну, а, сейчас мы все исполним песню «Туган тел».

Ведущий. Всем спасибо за участие.