Что есть красота и почему её обожествляют люди?
(Философский стол. Интегрированное занятие курсов математики, литературы, мировой художественной культуры в 9 классе)
Светлана ЛЕГОШИНА,
учитель математики средней школы №15 г. Казани
Лариса СОМОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы №15 г. Казани
Цель внеклассного занятия: формирование личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий через интеграцию курсов математики, литературы, мировой художественной культуры.
Ход занятия
Учитель математики. Поговорим?
Учитель литературы. Поговорим…О чём?
Учитель математики. О разном и о прочем.
Учитель литературы. О том, что хорошо и хорошо не очень.
Учитель математики. Чего-то знаете Вы.
Учитель литературы. А что-то мне известно. Поговорим.
Учитель математики. Поговорим. Вдруг будет интересно…
Учитель литературы. Хочется, чтобы это были не пустые разговоры ни о чем, а наши размышления о чем-то важном и интересном для каждого из нас. Мы хотим зажечь огонь в свече, как символ живой мысли и искренних чувств. (Зажигается свеча.)
Видеоролик о смысле жизни
Учитель литературы. Что это, без чего мы не можем быть счастливыми? Что это за бесценные дары, которыми мы обладаем? А если не обладаем, то стремимся к ним?
Попробуем порассуждать… Счастье… На протяжении своего существования человек всегда стремился быть счастливым. А вы не замечали, как выглядит счастливый человек? Мне кажется, что каждый счастливый человек становится красивым. А что это такое красота? Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (Подбор синонимов.)
Учащиеся. Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.
Учитель литературы. В словаре синонимов русского языка:
красота 1. прекрасное
- живописность, красивость; лепота (уст.); благолепие (уст.книжное); краса (уст.поэт.) // о человеке, лице: миловидность; пригожесть (прост., народно-поэт.) // неодобр.: смазливость (разг.)
В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…
Проиллюстрируем это обыденное наше понимание красоты. (Презентация произведения живописи с комментариям, в сопровождении музыки.)
– Природа и стихи А.С.Пушкина «Унылая пора…», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной..», С.Есенина;
– архитектура (архитектура – это застывшая музыка);
– человек.
Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов?
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
В Средние века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы — под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это — время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Конец XX века эталон красоты – 90х60х90
– Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
И внешняя красота
И обаяние, грация
И предметы
И материнство
И набожность
– О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Красота внутренняя – красота души человека.
– Как вы понимаете, красота души человека? В чем она проявляется?
Учащиеся. В поступках, бескорыстной заботе о родителях, детях и слабых, в любви и самопожертвовании, в помощи другу или незнакомому человеку, в борьбе за высокие идеалы, свободу и независимость Родины…
– А всегда ли люди способны увидеть красивое? (Нет)
– В чем причина? (Не развито чувство прекрасного, эстетическая и психологическая глухота и слепота.)
– А нужно ли человеку это чувство прекрасного? (Нужно, чтобы мир для него был наполнен всеми красками жизни.)
– Что нужно делать, чтобы человек обладал этим чувством прекрасного? (Нужно самосовершенствоваться.)
– Каким образом? (Читать, быть более внимательным к явлениям окружающего мира, к близким и не только близким людям, думать, развивать воображение, фантазию, образное мышление.)
Учитель математики. Безусловно, красота в литературе, поэзии, искусстве более заметна и понятна людям. Но мы не раз говорили и о красоте в математике. И я предлагаю вам доказать, используя цитаты и афоризмы известных людей, разбирающихся и понимающих эту науку, что математике свойственно понятие красоты. (Ответы учащихся.)
Учитель математики. А сегодня мне хочется предложить вам подумать и определить, что такое « красивая» задача?
Учитель математики. Я согласна, о красоте в математике написано немало, даже А.С.Пушкин утверждал, что «в математике есть своя красота, как поэзии». Но применить эпитет «красивая» к задаче, по – моему, нельзя. Ведь красота – это то, что радует взор и слух.
Учитель математики. Действительно, задача, радующая взор и слух… Но хочу уточнить, что существует особый вид красоты. Красота – это то, что радует разум. Поэтому наша задача, как математиков, вывести формулу. Пусть это будет формула учащихся XI класса.
КРАСИВАЯ ЗАДАЧА = …+…+…+…+..
– А в качестве доказательства вашего мнения – подобранные вами задачи. Кстати, В философии математики известны некоторые конкретные формулы, в кратком афористичном виде выражающие красоту математики.
– В философии математики известны некоторые конкретные формулы, в кратком афористичном виде выражающие красоту математики. Г.Биркгоф выразил эстетическую привлекательность математического объекта в виде формулы:
M = O/C,
где M – мера красоты объекта, O – мера порядка, а C – мера усилий, затрачиваемых для понимания сущности объекта. (Учащиеся рассматривают подобранные «красивые задачи».)
Учитель математики. Умение чувствовать красоту, наряду со способностью удивляться, должно определять выбор научной профессии. Вот что писал выдающийся математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод» «о той красоте, ради которой ученый обрекает себя на долгие и тяжкие труды»: «Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая кроется в гармонии частей, которая постигается только разумом. Это она создает почву, создает основу для игры видимых красот, ласкающих наши чувства. Красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе…»
Учитель литературы. Вы сказали, «красота, которая кроется в гармонии». А что такое «гармония»?
Учитель математики. А мне хочется обратить внимание на последние строки в высказывании А.Пуанкаре «Красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе». Посмотрите на экран. (Слайд. Математические пирамиды.)
Учитель литературы. Здорово, я думала, только поэзия может быть романтичной и таинственной.
Учитель математики. Эти математические задачи – пример красоты, понятной и математику и литературу: то, что радует взор и разум. (Учащиеся рассматривают подобранные «красивые задачи».)
Учитель математики. Итак, вы вывели формулу: красивая задача = простота + непредсказуемость + неожиданность + креативность + удивление + оптимизм + труд + удовольствие…».
Обратите внимание на то, «что восприятие красоты (не только в науке ,а и в любом виде человеческой деятельности )требует от человека определенного труда на приближение к уровню компетентности, который заложил автор в свое произведение, будь то математическая теорем, картина, музыкальный опус или эффективно работающее техническое устройство».
Известный шведский физик, лауреат Нобелевской премии профессор Ханнес Альвена писал: «Высочайшая похвала, которую теоретик может заслужить, показывая вновь выведенную формулу, это восторженный возглас его коллеги: «Как она красива!»
Посмотрите, какой подход к оценке красоты математического объекта предложил российский советский математик В.Г.Болтянский. (Слайд) Предложенная им формула включает изоморфизм между математическим объектом и его наглядной моделью, простоту модели, а также неожиданность появления модели:
КРАСОТА = НАГЛЯДНОСТЬ + НЕОЖИДАННОСТЬ = ИЗОМОРФИЗМ +ПРОСТОТА + НЕОЖИДАННОСТЬ.
Учитель математики. Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.
Учитель литературы. Еще в 60-е г.г. XX века развернулся спор о «физиках» и «лириках»
Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»?
Учащиеся. О единстве научного и художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства.
Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук?
Учитель математики. Послушайте стихи…
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять И вдруг какой-то песни страстной Случайно звуки услыхать? На вас нежданною волною Пахнула память прежних лет, И что-то милое, родное В душе откликнулось в ответ. Казалось вам, что эти звуки Вы в детстве слышали не раз, Так много счастья, неги, муки В них вспоминалося для вас. Спешили вы привычным слухом Напев знакомый уловить,
|
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить. Внезапно песня замолчала, И голос замер без следа. И без конца и без начала Осталась песня навсегда. Как ненавистна показалась В тот миг кругом вас тишина. Как будто с болью оборвалась В душе отзывная струна! И как назойливо, докучно Вас всё напев тот провожал; Как слух ваш, воле непослушный Его вам вечно повторял! |
– Каковы ваши впечатления? Понравилось ли оно вам?
– Как вы думаете, кто написал эти стихи? Поэт или ученый? Мне приятно, что оно вам понравилось. (Мнения учащихся.)
(Автор – Софья Ковалевская) Стихотворение показывает, что «Ковалевская была способна не только к большой «концентрации мысли», которая нужна для работы ученого, но и к огромной концентрации душевных переживаний.
Заключение
Учитель литературы. Эталон красоты… Есть ли он? Нет абсолютной красоты, эталона красоты внешней. Достоевский сказал: «Красота спасет мир, если она добра».
Как понимаете эти слова? (О внутренней красоте человека.)
Учитель математики. Действительно, есть те качества, которые ценились во все времена: доброта, милосердие, любовь. Это красота чувств. А есть, как мы убедились, и красота мысли.
Учитель литературы. Как вы думаете, это понятия близкие или противоположные? (Близкие.)
– А.П.Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так почему же красоту обожествляют люди? Вспомним вновь слова Достоевского. Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми. Красота мысли направлена на созидание прекрасного мира, а не на его разрушение. А все вместе это избавит человека от войн и раздоров, преступлений и экологических катастроф, непонимания и равнодушия между людьми, дисгармонии в человеческих отношениях.
Учитель математики. Может быть это и есть то, без чего мы не можем быть счастливыми?
Учитель литературы. Может быть, стремление к гармонии и красоте чувств, мыслей, поступков и есть те бесценные дары, которыми мы обладаем или хотим обладать? Поразмышляем, пока не меркнет свет, пока горит свеча…