«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»
№37
(Общественный смотр знаний по литературному чтению)
Ольга ШАШКОВА, Гузэль ИСМАГИЛОВА,
учителя начальных классов средней школы № 12 г. Казани
Роль школы в современных условиях – стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условия для развития детской самодеятельности. Именно это является основой образовательного процесса средней школы № 12 г. Казани – «Мишпахтейну», что означает моя семья.
Чтобы помочь родителям понять, что именно они закладывают в детях, помочь им в воспитании детей учителя начальных классов используют различные формы работы с родителями. И одна из таких форм – общественный смотр знаний (ОСЗ).
Общественный смотр знаний организуется и проводится по всем предметным дисциплинам в течение учебного года. В этом мероприятии принимают участие не только родители, но и общественность, учителя школы. По сути, общественный смотр знаний – это урок-отчет о достигнутых успехах, который проходит в три этапа:
1 этап – «Блиц-опрос» – проверяются теоретические вопросы, знание основных терминов и определения (фронтальная форма работы);
2 этап – «Проверь себя» – проверяется умение применить полученные знания в практической деятельности (индивидуальная форма работы);
3 этап – «Защита творческих проектов», выступление учащихся по проблеме ОСЗ (индивидуальная и групповая форма работы).
Общественный смотр знаний требует тщательной подготовки. Учителю необходимо подготовить всех детей: это индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися, групповая, коллективная работа; подбор разнообразного и интересного материала по теме, подготовка творческих проектов.
Приведем в качестве примера общественный смотр знаний по литературному чтению среди учащихся I–IV классов по теме «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»
Участники: учащиеся I–IV классов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, раздаточный материал (индивидуальные карточки, карточки для самооценки – «смайлики»), документ-камера, магнитофон.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Устное народное творчество. Фольклор»;
- оказать знания основных терминов и умение эмоционально, выразительно выступать перед аудиторией;
- учиться видеть красоту и богатство русской речи, воспитывать бережное отношение к ней.
Ход
1) приветствие гостей;
2) проект ОСЗ (представление темы, целей и этапов ОСЗ);
3) представление жюри и команд.
Ученик.
Очень часто за событиями
И суетою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычным
Нам полеты на луну,
Вспомним старые обычаи
Вспомним нашу старину.
1 этап: «Блиц-опрос»
Вопросы: |
– Что такое фольклор? |
– Назовите жанры фольклора. |
– Дайте определение следующим малым жанрам фольклора: небылицы, пословицы, считалки, загадки, потешки. |
– Что такое песня? |
– Что такое сказка? |
– Назовите виды сказок. |
– Что такое литературная сказка? |
– Что такое былина? |
Перемена (в это время жюри подводит итоги I этапа).
Ученик.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — … (песня)
Ученик.
Она как человек живет,
Народной песне нет забвенья.
Ее, любя передает народ
Из поколения в поколенье.
Услышав раз – поко нет,
Всю жизнь с тобою будет вместе.
А мне отроду – восемь лет,
А песне – сто, а может двести.
(Исполнение народной песни «Сапожки».)
2 этап: «Проверь себя»
Выполнение заданий карточки. Задания в карточке построены от простого к сложному, т.е. каждый может проверить себя насколько хорошо и качественно он владеет данным материалом. А определить это нам поможет жюри. Карточка выполняется на время.
Карточка «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
I. Выбери верный ответ.
1. Один за всех – и все за одного
А) пословица
Б) загадка
В) стихотворение
2. Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла…
А) сказка
Б) песня
В) потешка
3. «В стольном граде Киеве» –
А) рассказ
Б) небылица
В) былина
II. Продолжи пословицу.
Делу время – потехе …
Не имей сто рублей, а имей …
Сделал дело – …
III. Запиши название сказки по опорным словам.
Кувшин, каша, журавль – __________________________________
Воз рыбы, прорубь, битый – ________________________________
Плёх-плёх, бабушка-старушка, водоносы – ____________________
IV. В былинах встречаются такие словосочетания: красны девицы, море синее… Из следующих словосочетаний выбери верные
А) поле чистое,
Б) поле пшеничное
В) поле кукурузное
Г) добрый молодец
Д) веселый молодец
Е) грустный молодец
Ж) молодой месяц
З) яркий месяц
И) светлый месяц
V. Реши канон.
СКАЗКА |
? |
ПЕСНЯ |
? |
Илья Муромец |
? |
(Слово жюри по итогам I этапа.)
Перемена. Песня «Сказки гуляют по свету». (Музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского.)
Ученик.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
3 этап: «Защита творческих проектов» (учащиеся III–IV классов)
Представление учащимися III–IV классов проектов по темам:
- «Фольклор»
- «Былины»
- «Сказки»
(Слово жюри по итогам II этапа.)
Конец – делу венец. В старину все праздники завершались хороводом и свой праздник мы завершаем исполнением песни «Хоровод».
Исполнение песни «Большой хоровод» (Автор текста Е.Жигалкина, композитор (музыка) А.Хайт).
(Слово жюри по итогам III этапа.)
Самооценка (учащиеся с помощью предложенных «смайликов» оценивают свою работу в рамках ОСЗ).
Подведение итогов праздника.
Слово жюри по итогам ОСЗ, а также участникам и зрителям (по желанию).
Награждение команд.