Царство грибов
№ 142
(Организованная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе
Зульфия ФАЙЗУЛЛИНА, Гузель ГАРИФУЛЛИНА, Альфира ИЛЬИНА,
учителя-логопеды детского сада № 18 «Улыбка» г. Азнакаево
Данное занятие обобщает и систематизирует знания детей о грибах, содействует обогащению их словарного запаса по данной теме, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В конспект включены упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Эти упражнения помогают научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения. Предлагаемое занятие направлено на развитие коммуникативной функции речи и активизацию познавательной деятельности детей.
Цель занятия. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
– развивать умение образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа;
– развивать умение правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов;
– развивать умение правильно согласовывать числительные с существительными;
– развивать умение в подборе обобщающих слов;
– развивать и активировать словарный запас по теме «Грибы»;
– развивать умение логически мыслить и рассуждать;
– развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
– развивать воображение, мелкую моторику.
Воспитательная задача: воспитывать и прививать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Коррекционно-образовательная задача: учить детей составлять рассказ с помощью плана-схемы.
Основная образовательная область: речевое развитие.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: изучение информационно-методической литературы. Рассматривание дидактического материала «Грибы», «Съедобные и несъедобные грибы». Чтение рассказа «По грибы» Я.Тайц (беседа), чтение и пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». Заучивание загадок, пословиц, поговорок о грибах. Беседа о правилах поведении в лесу и бережном отношении к ней. Подготовка демонстрационного материала.
Демонстрационный материал: слайды с изображением съедобных и несъедобных грибов, дидактическая игра «Четвертый лишний», схема описательного рассказа.
Раздаточной материал: карточки с изображением грибов.
Оборудование: магнитофон (звуки природы), мультимедийный проектор, экран для проектора, корзинка, конверт.
Ход организованной деятельности:
I. Организационный момент
Логопед. Ребята! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ребенок. Осень.
Логопед. А как вы догадались?
1-й ребенок. На деревьях листья пожелтели.
2-й ребенок. Часто идут дожди.
3-й ребенок. Дни стали короче, а ночи длиннее.
Логопед. Правильно! Отгадайте загадку.
Маленький, удаленький –
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
Дети. Гриб.
II. Объявление темы
Логопед. Правильно! Сегодня я предлагаю отправится в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей.) Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? Все ли грибы можно собирать и как правильно их собирать? (Ответы детей.)
1-й ребёнок. Грибы бывают съедобные и ядовитые. Ядовитые грибы нельзя собирать, они опасны для здоровья человека.
2-й ребёнок. Надо правильно собирать грибы, лучше всего грибы срезать, чтобы не повредить корешок-грибницу.
3-й ребёнок. Если повредить грибницу, то на том месте больше не будут расти грибы.
Логопед. Молодцы!
В лес отправимся гулять, (Дети маршируют.)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем (Ходят змейкой между «кочками».)
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали (Бегут на носочках.)
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом,)
На кочки мы не наступаем. (Перешагивая через «кочки.)
И снова по дорожке (Маршируют.)
Мы весело шагаем.
III. Основная часть
1. Дыхательная гимнастика.
Логопед. Ну, вот мы и в лесу. Какой чудесный воздух в лесу! Давайте, подышим свежим воздухом. (Выполняются упражнения дыхательной гимнастики с участием рук.)
v Вдох носом-выдох ртом (3 раза). Во время вдоха руки спокойно поднимаются вверх, на выдохе опускаются медленно вниз. Движения выполняются в спокойном темпе: вдох короткий, выдох продолжительный, спокойный.
Как здесь красиво! Деревья подготовились к осени – окрасили свои листья в новый цвет. Птиц почти не слышно. А где они? (Ответы детей.) А где же грибы? Я их не вижу (Ответы детей.) Правильно, чтобы найти гриб, надо потрудиться. Ведь с деревьев опали листья и укрыли землю своим покрывалом. Лучше всего взять в руки ветку и разгребать ею листья. Смотрите внимательно и тогда найдете грибы.
1-й ребенок.
Этот гриб нарядный
Растет с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. (Подосиновик)
2-й ребенок.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке горошки. (Мухомор)
3-й ребенок.
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас … (опята).
4-й ребенок.
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
5-й ребенок.
Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (Масленок)
6-й ребенок.
Очень бледная на вид,
Яд опаснейший хранит. (Бледная поганка)
Логопед. Молодцы! Ребята, а какие грибы мы не будем трогать?
Дети. Мухомор и бледную поганку. Потому что это – не съедобные грибы, они ядовитые.
Логопед. А теперь давайте вспомним и назовём части гриба.
Дети. Шляпка, ножка.
Логопед. Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
Логопед. Правильно, грибница состоит из огромного числа густо переплетенных нитей, и уходят глубоко в землю.
А как размножаются грибы? (Спорами)
Логопед. Правильно, споры – это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки.
А как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники) Посмотрите, как они одеты? (Ответы детей.)
Логопед. Давайте поиграем в игру «Собери грибы в корзинку». (Дети поочередно подходят к корзинке, и кладут картинку, с изображением грибов сопровождая речью свои действия.)
1-й ребенок. Я собрал много маслят.
2-й ребенок. Я собрал много опят.
Логопед. Молодцы! Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Подберезовик – подберезовичек,
Подосиновик – подосиновичек,
Масленок – масленочек,
Опенок – опеночек,
Мухомор – мухоморчик,
Поганка – поганочка,
Сыроежка – сыроежечка,
Белый гриб – белый грибочек.
Логопед. Молодцы! Ребята, смотрите кто это? (Появляется лесовик.)
Лесовик. Здравствуйте, ребятки! Я – лесовик. Вы меня не бойтесь, я хожу по лесу и смотрю за порядком. Вот и за вами наблюдал. Вы – молодцы! Знаете как надо вести себя в лесу. Вы мне очень понравились. Вы много знаете. И я хотел задать вам несколько необычных вопросов:
– Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? (Ответы детей.)
– Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек? (Ответы детей.)
Лесовик. Умницы! Вы правильно ответили на вопросы. У меня есть конвертик, в нем задания, мне бы хотелось, чтобы вы их выполнили и отправили ответы мне на лесную почту.
Ребята. Хорошо.
Логопед. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо лесовик! До свидания!
Физкультурная минутка
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли, (Наклонились)
Боровик боровой (Показали)
В мох укрылся с головой, (Руки над головой в «замке»»
Мы его пройти могли — (Ходьба)
Хорошо, что тихо шли.
Логопед. Вот мы и вернулись в садик, в нашу группу. Давайте посмотрим, какие задания нам отправил лесовик. (Логопед читает задание из конверта.)
Игра «Четвертый лишний»
Опенок, мухомор, лисичка, белый гриб.
Вишня, смородина, шампиньон, крыжовник.
Бледная поганка, груздь, мухомор, ложный опенок.
Яблоко, груша, опята, лимон.
Логопед. Молодцы ребята! Продолжите предложение …
Грибы можно срезать, положить в корзину … (принести домой, почистить, помыть, нарезать, отварить, посушить, засолить, пожарить и т. д.)
Логопед. Молодцы, ребята! Вы правильно все ответили. Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов?
1-й ребенок. Из грибов можно приготовить суп.
2-й ребенок. Можно пожарить с картошкой.
3-й ребенок. Засолить на зиму.
4-й ребенок. Испечь пирожки.
Логопед. Молодцы! Мы в лесу видели много грибов, узнали о них много интересного. Кто хочет рассказать о грибах? (Ответы детей. При затруднении логопед помогает ребенку с помощью наводящих вопросов.)
1-й ребенок. Это – мухомор. У него красная шляпка с белыми пятнашками и белая ножка с воротничком. Он растет в лесу и в парках. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Для человека он опасен. Но мухомором лечатся некоторые звери и птицы.
2-й ребенок. Это – опенок. У него маленькая шляпка, а ножке юбочка. Он растет в лесу и на лугу. Растут они веселой семейкой. Опенок съедобный гриб. Их маринуют, солят, жарят, варят и сушат.
Логопед. Молодцы! Давайте отдохнем и поиграем с пальчиками.
Самомассаж подушечек пальцев
Вылезли на кочке мизинец правой руки
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний
Рыжие волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой левой руки
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята, средний
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. мизинец
Логопед. Молодцы, ребята! А какие пословицы и поговорки вы знаете.
1-й ребенок. Бояться волков – быть без грибов.
2-й ребенок. Будет дождик – будут и грибки, а будут грибки – будут и кузовки.
3-й ребенок. Затянулись дожди – груздей не жди.
4-й ребенок. Любят подосиновики забираться в папоротники.
5-й ребенок. Начнется дождь редкий – готовь кузовок крепкий.
6-й ребенок. Поздний грибок – поздний снежок.
Логопед. Молодцы! Мы вместе напишем лесовику ответы на его задания и отправим на лесную почту.
IV. Итог занятия
Логопед. Что нового, интересного, полезного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)