Будущее нации – в руках матерей
№50
(Урок по предмету «Искусство», посвященный матери четверых детей, жене известного татарского ученого-фольклориста, писателя и драматурга Н.Исанбета Гульсум Исанбет. VIII класс)
№50
София БЕДРЕТДИНОВА,
почетный работник общего образования РФ, лауреат республиканской премии им. К.Насыйри
Данный урок рекомендуется провести в VIII классе с использованием произведений Н.Исанбета (на татарском и русском языках) и материалов, посвященных его творчеству.
Однажды случайно в парикмахерской мне на глаза попался журнал. Его название было не на слуху. Перелистывая страницы, я наткнулась на статью, которая не только удивила, но и поразила мою учительскую душу. Статья называлась «Писатель и его жена». Прочитала материал, не отрываясь. Я, музыкант, знала, что дочь писателя, драматурга, фольклориста Наки Исанбета Юлдуз Исанбет внесла большой вклад в татарское музыкознание. Одна из центральных тем ее исследований – татарский музыкальный театр, от фольклорных истоков до создания стационарного театра в 1939 году. Ей принадлежит приоритет в разработке вопросов взаимосвязи слова и напева в татарской народной песне, музыкальной библиографии. Около ста статей написала Юлдуз Исанбет для “Татарского энциклопедического словаря”. Большой общественный резонанс вызвали ее книги последних лет – «Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания», «Словарь музыкально- сценических произведений татарских композиторов, поставленных на казанской сцене». Все это было мне известно. Однако, в случайно обнаруженной статье, снабженной большим количеством фотографий, подробно рассказывалось о личной жизни отца и матери Юлдуз Исанбет, истории их любви, о семейных традициях. В наше скоротечное, безнравственное, коммерческое время пример семьи Исанбет, ее уклада, роли любящей, заботливой женщины в жизни мужа и детей, мог бы стать для молодых людей, живущих в прагматичном XXI веке, полезным, ярким и незабываемым. Чтобы достичь этой цели рассказ учителя должен быть очень проникновенным, заинтересованно-корректным. Оснастить урок наглядностью (портреты, фотографии, афиши, нотные и песенные сборники), аудио- и видеоматериалами мне помогли фонды музея «Искусство и культура народов Татарстана» при средней школе № 58 г. Казани.
Урок я назвала: «Будущее нации – в руках матерей!». Сложность заключалась в том, чтобы изложить тему доступно, в соответствии с возрастом учеников. Заранее дала некоторым школьникам домашнее задание по выбранной теме.
Ход урока
Учитель. Ребята, известно ли вам имя Наки Исанбет?
Ученики. Да, мы о нем слышали на уроках татарского языка и литературы.
Учитель. Кто такой Наки Исанбет?
Ученики. Писатель.
Учитель. Сегодня я вам расскажу не только про знаменитого ученого, писателя, поэта и драматурга Наки Исанбета, но и про его большую, чрезвычайно дружную, сплоченную семью.
(Звучит песня «Илкәем» (сл. Н.Исанбета, муз. народная.)
Учитель. В 1923 году в татарской школе №4 г. Уфы в качестве учителя татарского языка и литературы начал работать поэт и драматург (показывает фото) Наки Исанбет, будущий классик татарской литературы. Работа с учащимися приносила большое удовольствие и пошла на пользу как ему самому, так и его подопечным. Однако, он видел свое жизненное предназначение в литературном творчестве.
До приезда в Уфу он успел окончить медресе «Мухаммадия» в Казани, поработать в земских татарских школах на родине (Златоустовский уезд Уфимской губернии), поучиться в Уфимском институте народного образования, Харьковском университете и московском Коммунистическом университете трудящихся Востока.
Однажды в Уфе он повстречался с красавицей Гульсум и вскоре женился на ней. (Показ фото Гульсум и Наки Исанбеты в молодости.)
Гульсум окончила уфимский женский мусульманский мектеб. Затем успешно преподавала в мектебе 1-й соборной мечети деревни Барда Пермской губернии. В 1921–1923 гг. жила в Средней Азии, где преподавала татарский язык в 1-х Бухарских сводно-военных командных курсах.
Совместная жизнь молодоженов поначалу складывалась счастливо. У Гульсум уже был сын Булат. Вскоре один за другим у Гульсум и Наки родились желанные сыновья Арлат и Празат. Семья жила в любви и достатке. Наки Исанбет много и плодотворно работал как писатель, успешно охватывая все новые и новые области творчества – прозу, театральную и литературную критику, занимался переводами, писал учебники, собирал фольклор. В одном из стихотворений тех далеких лет Наки Исанбет написал: «Лишь только труд дает пустыням воды». Эти слова стали девизом всей его жизни, а также девизом всех членов его большой семьи, жены и детей.
(Ученики озвучивают подготовленные дома загадки, небылицы, скороговорки, собранные Н.Исанбетом.)
1-й ученик (продолжает рассказ). В Уфе Исанбет опубликовал свои первые девять книжек. Его творчество было востребованным. Литературные успехи мужа разделяла молодая жена Гульсум. (Показывается фото Гульсум с первенцем на руках, 1921 год.) Вот портрет жены писателя. Какая она красивая, с умным серьезным взглядом выразительных глаз! А на руках матери – ее первенец Булат, которому еще не исполнилось даже года. При внимательном рассмотрении фотографии можно понять, что мальчик сильно болен. Даже игрушка в руках малыша не может отвлечь его от страдания и боли. Оказывается, мальчуган заболел воспалением легких и по прогнозам врачей должен был вскоре умереть. Ведь в то далекое время еще не изобрели спасительное лекарство – пенициллин… На снимке видно, как мать нежно обнимает своего малыша…
Предсказаниям врачей не суждено было сбыться. Великая, сильная, материнская любовь и забота совершили «чудо» – мальчик выжил, вырос и впоследствии стал министром культуры Татарии. Тогда его уже звали по – взрослому Булат Минуллович Гиззатуллин (1920–1989 гг.).
Тем временем Наки Исанбет продолжал работать, писать острые критические и сатирические произведения, часто затрагивающие не только советскую действительность, но и конкретных людей. Это множило число врагов писателя. Не заставили себя ждать их ответные действия. «За удовольствие надо платить», – констатировала Гульсум, как должное встречая множественные удары судьбы, но не останавливала мужа от новых «ошибочных» шагов и не порицала его. В ответ за литературную критику на Исанбета обрушились серьезные политические обвинения. Ему грозила тюрьма или даже расстрел…
Спасая свою жизнь, Исанбет бежал в Казань. Гульсум, продав за бесценок кормилицу – корову, пианино и кое-какой домашний скарб, последовала с детьми за ним чуть позже. Но ее настоящие страдания еще только начинались.
2-й ученик. Вскоре обнаружилось, что Исанбет попал из огня да в полымя. Первые 25 с лишним лет он прожил в Казани как литературный изгой, мгновения просвета и признания его как писателя были кратковременными и со стороны властей во многом вынужденными. Да и дальше все было непросто.
Гонения на Исанбета в Казани начались почти сразу. В августе 1930 года писатель К.Наджми и секретарь Татарского обкома ВКП(б) Г.Касымов, у которого к Исанбету были давние счеты еще по Уфе, дали старт сфабрикованному ими делу о вымышленной «подпольной контрреволюционной организации «Джидеган», якобы созданной группой татарских и башкирских писателей во главе с Исанбетом. Но они не сумели собрать компромат на него. Судебное следствие не нашло даже следов контрреволюционной деятельности, однако ярлык «джидеганистов» висел на нем и на группе писателей в течение нескольких десятилетий, ломая их биографии и судьбы.
Исанбет как автор художественных произведений перестал существовать. Его книги не издавали, пьесы не ставились на сцене театров. Исанбет лишился не только литературного, но и учительского заработка. Чтобы кормить семью, ему пришлось поступить чернорабочим на фабрику «Спартак». Но забредшая сюда группа писателей-экскурсантов, увидев его с метлой в руках, потребовала и добилась от директора изгнания Исанбета даже отсюда. Он жил случайными заработками. В 1931–1938 гг., несмотря на рождение сына Узбека (1933) и дочери Юлдуз (1936), пришлось работать на разных секретарских должностях и жене Гульсум (показ семейного фото).
Исанбета постоянно привлекали к ответственности и за действительные, и за мнимые прегрешения перед советской общественностью. К ярлыку «джидеганиста» прибавился ярлык «буржуазного националиста» – пропагандиста феодально-байского эпоса «Идегей».
(Старшеклассники читают отрывки из дастана «Идегей», смотрят фрагмент спектакля «Идегей» (постановка 1941 года, Татарский государственный академический театр им. Г.Камала.)
3-й ученик. Несмотря на трагические обстоятельства, Исанбет много и плодотворно работал. Он оставил богатое творческое наследие.
Верным и единственным помощником писателя в его борьбе за право не только заниматься творчеством, но и доводить свои произведения до народа была жена. Гульсум оставалась и его единственным другом, с которым Исанбет, очень осторожный в общении с людьми, особенно в сталинские времена, мог поделиться своими сокровенными думами, не опасаясь быть преданным. Она его никогда не подвела. (Показ фото Наки и Гульсум Исанбет.)
Гульсум была в курсе процесса создания каждого произведения мужа: от возникновения замысла до его воплощения в последнем авторском варианте. Мало того, что она перепечатывала все рукописи Исанбета, написанные неудобочитаемой арабской скорописью, он еще очень вдохновенно и артистично прочитывал ей готовые произведения сам и очень считался с ее мнением. Сберегая время мужа для творчества, она взяла на себя обязанность читать новые книги татарских писателей и всю периодику (татарскую и русскую), приходящую в дом по подписке (13–15 названий). Исанбет же чаще всего довольствовался ее информацией.
Какая героическая, стойкая женщина – жена и мать! Я думаю, что Гульсум Исанбет ежедневно совершала невидимый для нее самой подвиг. Ведь помимо помощницы своего мужа-писателя, она была и многодетной матерью (показ семейного фото с детьми), хозяйкой дома, нежным ангелом семьи…
Наки Исанбет был полностью освобожден от любой домашней работы и вряд ли имел представление об ее содержании и масштабе. Если учесть, что первую нормальную квартиру он получил в 58 лет, можно только пожалеть нежную и хрупкую Гульсум, взвалившую на себя всю грубую физическую работу по содержанию квартиры без удобств в многоквартирном доме с водопроводной колонкой на соседней улице. Керосин покупался на тогдашнем краю города, дрова приходилось носить из сарая на отшибе двора… Только перед дверцей двух квартирных печек ей приходилось стоять на коленях ни по одному часу в день, непрерывно дуя на сочащиеся влагой дрова, никак не желающие разгораться. Правда, когда в конце войны писателям выделили участки под картофель, один раз за лето глава семейства вместе с домочадцами все же ходил на окучивание грядок. И, конечно, Гульсум очень стесняло постоянное безденежье, жизнь взаймы и полная неопределенность с поступлением возможного гонорара – то ли в этом году, то ли через несколько лет.
А как мама Гульсум растила и воспитывала детей?
Вот как об этом вспоминает младшая дочь – Юлдуз Исанбет:
4-й ученик (девочка в роли Юлдуз). «Мне в детстве казалось, что я расту и развиваюсь сама по себе. Читать и писать я научилась самостоятельно, сама записалась в школу. Меня никогда не наказывали и редко в чем-то упрекали, даже, например, когда в школе получала четвертные тройки по поведению. Не давали указаний, как поступать в том или ином случае. Никогда не расспрашивали о школьных делах и, тем более, не проверяли мои дневники и тетради. Наверное, родители мне доверяли и в стихийном направлении моего развития не видели ничего тревожного…».
«Основное бремя ухода за детьми лежало, конечно, на матери. Она была очень терпеливым, правильным и высоконравственным человеком. Ее уважали даже враги отца. Она находила с ними общий язык и умела подходить к ним с каких-то человеческих позиций», – продолжала Юлдуз Исанбет.
«Отец был великим тружеником и чтил, как и мама, труд в любых проявлениях. На протяжении всей жизни он сохранял верность высоким юношеским идеалам. Отец ничего не мог сделать для изменения общего положения татарского народа. Но внести лепту в его духовную жизнь он мог. Отец постоянно сидел за письменным столом как прикованный и работал для того, чтобы у татар развивались национальная литература и театр, чтобы приблизилось время, когда татарская культура выйдет на европейский уровень. Он стремился воздействовать на душу народную, пробудить в народе гордость за себя и свою историю».
(Звучит песня «Син сазыңны уйнадың» (сл. Н.Исанбета, муз. народная.)
5-й ученик. Юлдуз Исанбет, будучи ученой, подметила: «В сценических произведениях отца всегда был подтекст, который зритель улавливал. Я думаю, он достиг своей намеченной в молодости большой цели, и роль мамы в этом трудно переоценить».
«Конечно, в доме царил своеобразный порядок, от которого даже нашей терпеливой матери было порой невтерпеж. Когда отец работал или спал, мы не могли громко разговаривать, шумно играть, приводить домой друзей или отвлекать его от работы своими вопросами. К матери тоже никто не приходил, а с соседями она разговаривала на лестнице. В свободное время нам оставалось только читать книги, что в конце концов утомляло нас. Хотелось бегать, двигать стульями и кричать от души, но мы понимали необходимость такого режима и старались не мешать отцу», – продолжила младшая дочь Исанбета.
6-й ученик (продолжает читать воспоминания Юлдуз Исанбет). «Устой семьи, постоянный труд, родители – отец и мать, мировая литературная классика сформировали нас, детей, как личности и привели, в конечном итоге каждого из нас к успеху в профессии».
7-й ученик. Старший сын, первенец Гульсум Исанбет Булат Гиззатуллин стал министром культуры Татарии. На этом посту он совершил много полезных для народа республики и Казани хороших, добрых дел. Всю жизнь он относился к своей маме с любовью и нежной заботой.
«За несколько дней до кончины, умирая от рака, мама обмолвилась, что ей хочется узбекского плова, который она научилась искусно готовить, живя в Средней Азии. И сын Булат сумел организовать для матери доставку свежеприготовленного любимого ею горячего плова транзитным самолетом из самого Ташкента», – рассказала Юлдуз Исанбет.
8-й ученик. Сын Празат (1927–2001) стал талантливым актером и режиссером, замечательным педагогом. Многие годы, почти до самой своей смерти, он проработал в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала. На сцене этого прославленного театра он поставил многие пьесы своего отца, произведения зарубежных и русских классиков, а также ранее запрещенные у нас сочинения татарского писателя Гаяза Исхаки.
(Показ фрагментов спектаклей, которые поставил Празат Исанбет, например, «Татар хатыны ниләр күрми» по произведению Г. Ибрагимова.)
9-й ученик. Юлдуз Исанбет (родилась 30 мая 1936 года) стала требовательным педагогом, известным музыковедом. Ее научные труды, многочисленные статьи по вопросам татарской музыкальной культуры знают и высоко ценят не только музыканты, но и люди других профессий.
1-й ученик. Булат Минуллович Гиззатуллин (1920, г.Уфа – 1989, г.Казань) – журналист, деятель культуры, заслуженный работник культуры РСФСР. (Фото Б.Гиззатуллина.) Участник Великой Отечественной войны. Окончил Казанский государственный университет (1950), ответственный секретарь журнала «Совет әдәбияты» (1950–1953), собственный корреспондент «Литературной газеты» (1955–1958), зав. отделом культуры Татарского обкома КПСС (1958–1962), министр культуры ТАССР (1962– 1973), директор и главный режиссер Казанского цирка (1973–1977). Депутат Верховного Совета ТАССР (1963–1975). Внес значительный вклад в создание симфонического оркестра РТ, строительство Казанского цирка, клубных учреждений в сельской местности республики, в укрепление материально-технической базы и обогащение фондов библиотек, расширение подготовки квалифицированных кадров культурно-просветительского профиля, в организацию обширного плана культурного обслуживания строителей первой очереди комплекса заводов «КамАЗ» и нового г.Наб. Челны. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
2-й ученик. Арлат Накиевич Исанбет (1926, г.Уфа – 1995, г.Казань) (фото Арлата Исанбета) – участник Великой Отечественной войны (1944 – 1950, подводник, Черноморский флот), закончил Казанский государственный университет (геологический факультет), работал инженером на Казанском компрессорном заводе.
3-й ученик. Празат Накиевич Исанбет (1927, г. Уфа – 2001, г.Казань) – актер, режиссер, педагог. (Фото Празата Исанбета.) Народный артист ТАССР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1986), Закончил Татарскую студию Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в 1949 году, в 1957 г. – режиссерский факультет ГИТИСа. Актер татарской труппы Казанского ТЮЗа (1949–1950), работал в Татарском государственном академическом театре (с 1958). Сыграл роли Дерамо («Король-олень» К.Гоцци), Синцов («Враги» М.Горького), Васильков («Бешеные деньги» А.Островского) и др. На сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала поставил свыше 50 спектаклей: «Муса Джалиль» Н.Исанбета, «Татар хатыны ниләр күрми» Г.Ибрагимова, «Чарасына күрә чамасы» У.Шекспира, «Зөләйха» Г.Исхаки и др. В государственном театре драмы и комедии осуществил постановку 7 спектаклей: «Хаҗи әфәнде өйләнә» Ш.Камала, «Куркам мин бу бәхеттән» А.Еники, «Хушлашырга безгә иртә әле» Р.Хамида и др. В альметьевском государственном татарском драматическом театре поставил пьесу Ш.Бикчурина «Тальян моңы». В Башкирском государственном театре им. М.Гафури осуществил постановку пьесы Ф.Булякова «Әбиләргә ни җитми?». Постановкам П.Исанбета были присущи лирическая взволнованность, целостность, завершенность художественного решения.
4-й ученик. Юлдуз Накиевна Исанбет (родилась 30 мая 1936 г., г. Казань) – музыковед, педагог (фото Ю.Исанбета). Заслуженный деятель искусств Татарстана (1987), РФ (1997). Член Союза композиторов РТ и РФ. Окончила Казанскую государственную консерваторию (теоретико- композиторский факультет, 1962), кандидат искусствоведения (1970), преподавала в Казанской государственной консерватории музыкально- исторические дисциплины (1962–1994), заведовала кафедрами теории музыки и татарской музыки. Старший научный сотрудник Института татарской энциклопедии (1993–1999). Ведущий научный сотрудник Государственного центра татарского фольклора (с 1999 г.). Автор музыковедческих работ по вопросам татарской музыкальной культуры. Сочинения: «Муса Джалиль и татарская музыка» (К., 1977); «Газиз Альмухаметов и Султан Габаши» (Уфа, 1995); «Рустем Яхин» (К., 2002); «Словарь музыкально-сценических произведений татарских композиторов» (К., 2003).
(Учитель организует с учениками беседу о жизни и творчестве Н.Исанбета, его семье, роли жены в успехах мужа и достижениях своих детей.)
Учитель. Дети Наки и Гульсум Исанбет прославили свой народ. Это, несомненно, влияние Великой женщины – матери!
Получается, что Гульсум Исанбет (1900–1967) жила для мужа, для детей, для татарской литературы, музыки и искусства. Хотелось бы думать, что сознание выполненного долга давало ей счастье.
(Ученики читают на двух языках пословицы о семье, жизни и счастье из трудов Н.Исанбета.)
• Анадан күлмәксез туалар, күлмәкле булалар. – От матери рождаются без платья, становятся в платье.
• Әни суккан авыртмый. – Мамин шлепок не болит.
• Әнкәм йорты – алтын бишек. – Мамин дом – золотая колыбель.
• Өйнең яме ана белән. – Вся красота дома от матери.
• Ата-ана тыңлаган – адәм булган, тыңламаган – әрәм булган. – Кто слушался отца, мать – человеком стал, неслух – пропал.
• Әткәй – шикәр, әнкәй – бал. – Отец – сахар, мать – мед.
• Бала чактан кергән гадәт гомергә китәр. – Привычка, приобретенная в детстве – на всю жизнь.
• Агачның җимешен кара, кешенең эшен кара. – Дерево красно плодами, а человек – делами.
• Егетлек җилеп үтә, картлык чабып җитә. – Юность проносится как ветер, старость ее догоняет.
• Яшьлегендә иренгән картлыгында эшләр. – Ленивый в молодости поработает в старости.
• Алдагысы Алла кулында. – Будущее в руках Аллаха.
• Бүген белән генә дөнья бетми. – Мир не заканчивается сегодня.
(Звучит песня «Уракчы кыз» (сл. Н.Исанбета, муз. народная.)
(На перемене учитель рекомендует старшеклассникам поиграть с младшими школьниками в народные игры, описанные ученым Н.Исанбетом, загадать им загадки, научить говорить скороговорки, собранные и опубликованные Н. Исанбетом.)
(Играющие сидят, положив руки на колени. Один из играющих – ведущий. Он становится посередине. Водящий называет вперемежку летающие и нелетающие предметы со словами «Летели, летели, летели журавли!» и поднимает руки вверх. Остальные вслед за ведущим должны поднимать руки лишь тогда, когда он называет летающий предмет (например, «птица» или «самолет»). Тому, кто ошибется, ведущий говорит: «Тогда лети вместе с журавлями!». Проигравший выбывает из игры.)
Шутки из жизни детей. Балалар тормышыннан мәзәкләр.
– Дедушка, дедушка! Дай, я посчитаю волосы на твоей голове.
– Что ты, внучек, не сможешь!
– Почему же, дедушка, не смогу? Я уже умею считать до десяти.
***
Одна маленькая девочка кричит своей маме:
– Мама! В ведро с молоком упала мышка!
– Что с того? Я надеюсь, ты ее выбросила, – сказала мама.
– Нет, я побоялась. Я бросила в это ведро кошку, чтобы она поймала мышку.
***
– Суп, доченька, невкусный, видимо ты мясо немытым положила?
– Что ты, мама, я его мылом три раза мыла. Наверное, мясо такое невкусное попалось.
Загадки. Табшмаклар.
1. Кулсыз – аяксыз тәрәзә кага. (Җил) – Без рук, без ног – в окно стучит. (Ветер)
2. Өй башында ярты ипи. (Ай) – Над избой полкаравая хлеба. (Луна)
3. Сорыйлар, көтәләр, килсәм бар да качалар. (Яңгыр) – Просят, ждут, лишь я пойду – убегут. (Дождь)
4. Үзе су, үзе каты. (Боз) – Сам – вода, а сам – твердый. (Лед)
5. Ак ашъяулык таптык, җир өстенә яптык. (Кар) – Белую скатерть нашли, землю ею накрыли. (Снег)
6. Кар түгел – ак. (Сөт) – Не снег, а белое. (Молоко)
7. Көн йөри, төн йөри, бер атлам җир китә алмый. (Сәгать) – День идет, ночь идет, все же с места не уйдет. (Часы)
8. Аяксыз-кулсыз күлмәк кия. (Мендәр) – Без рук, без ног, а платье надевает. (Подушка)
9. Кая бөксәң, шунда бөгелә. (Тел) – Куда повернешь, туда и повернется. (Язык)
10. Ун балага ике ана. (Кул, бармаклар) – На десять детей – две матери. (Рука, пальцы)
11. Суда туган, судан курка. (Тоз) – В воде родилась, а воды боится. (Соль)
12. Ак җир, кара орлык, кул белән чәчәләр, авыз белән җыялар. (Язу hәм уку) – Земля белая, зернышки черные, руками сеют, ртом собирают. (Письмо и чтение)
Тапкыр җаваплы шаян табышмаклар. Шуточные загадки, требующие находчивого ответа.
1. Сыер нигә ята? (Утыра алмаганга) – Почему корова лежит? (Потому что не может сидеть)
2. Бер тавык – тавык, ике тавык нәрсә? (Тавыклар) – Одна курица – курица, а две курицы – что это? (Курицы)
3. Кеше үзенең нәрсәсен күтәрә алмый? (Күләгәсен) – Что свое человек не может поднять? (Свою тень)
Тизәйткечләр. Скороговорки.
1. Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык; көш-көш, чыпчык, чык кошчык!
2. Үгезегез үзегезнеке, мөгезе үгезегезнеке.
3. Башта башлап таш баскыч баскычына бастым.
4. Бүрәнәгә басты бүдәнә, бүдәнәне басты бүрәнә, гаеп бүрәнәдә дә бар, бүдәнәдә дә бар.
5. Сезнекеләр безнекеләргә чана карамалашмаслар микән?
6. Чыгып чыбык-чабык керт әле.
7. Мич башында биш мәче, биш мәченең биш башы.
8. Күзлелегегез күзлегегездән билгеле.
(Учитель рекомендует ученикам прочитать дома сказки из книги Н. Исанбета «Ни өчен ни булган яки утыз ялган» (Казань, 1956) и другие произведения писателя.)
Литература
1. Гөлсем Исәнбәт истәлекләре // Сөембикә. – № 12. – 1999; № 1. – 2000.
2. Писатель и его жена // Все о свадьбе. – № 3. – 2012.
3. Исанбет Ю. Лишь только труд дает пустыням воды // Казань. – № 5. – 2011).
4. Исанбет Ю. Автопортрет на фоне музыки // Казань. – № 4. – 2007.
5. Шамуков Г. Нәкый Исәнбәт. – Казань, 1959.
6. Ханзафаров Н. Нәкый Исәнбәт драматургиясе. – Казань, 1982.
7. Балалар календаре. – Казань: ТКИ, 1959.
8. Нәниләр шатлана. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1967.
9. Балалар фольклоры. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1984.
10. Мәкальләр hәм әйтемнәр. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014.