«Блюда татарской национальной кухни»
№ 162
(Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в 9 классе)
Диляра ХАФИЗОВА,
учитель-дефектологУруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ
Урок формирования умений и навыков с опорой на ранее полученные знания и социально – бытовой опыт.
Раздел «Питание»
Приёмы технологий:
— информационно – коммуникативная
— личностно – ориентированная
— здоровьесберегающая
На уроке использованы:
презентация «Татарские национальные блюда»;
мастер — класс «Приготовление хвороста»; тесты; карточки – задания; инструкцонные карты;
Оборудование:
Электропечь, сковороды;
разделочные доски, фигурные ножи, скалки по количеству детей
Продукты:
Готовое тесто для хвороста, мука, растительное масло
Формы организации деятельности:
— индивидуальная
— групповая
— коллективная
Формы контроля:
Тесты
За усвоением материала – ответы детей
Озвучивание результатов во время работы
Практические действия
Методы обучения
- Словесные — при формировании теоретических знаний
- Наглядные – презентация, тесты
- Учебно – управленческие общеучебные умения (организация учебной деятельности, приготовить учебное место, принадлежности, гигиена учебного труда)
- Учебно – информационные(работа с текстами, вопросы,)
- Учебно – логические – (анализ и синтез, обобщение, сравнение)
Межпредметные связи
-история
-география
Цель:развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельному труду.
Задачи урока:
Образовательные:
развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических заданий,
совершенствование практических умений и навыков самообразования и экономического ведения хозяйства,
формирование и развитие способов организации проектной деятельности и на этой основе – технологической культуры, являющейся созидательной преобразующей деятельности.
Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с традициями татарского народа,
воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности, ответственности, трудового образа жизни,
привитие культуры поведения и бесконфликтного общения,
подготовка к осознанному выбору профессии, на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.
Коррекционные:
развитие и коррекция мыслительной деятельности, формирование умения устанавливать логические и причинно – следственные связи, делать правильный выбор;
Учащиеся должны знать и уметь: применять на практике правила санитарии и гигиены при тепловой обработке продуктов.
Безопасные приемы работы с современным кухонным оборудованием, электронагревательными приборами, приспособлениями, горячими жидкостями, моющими и чистящими предметами.
Уметь готовить изделия из теста.
Знать и уметь готовить некоторые блюда татарской кухни, иметь представление о блюдах национальной кухни народов мира.
Знать требования к подаче готовых блюд, уметь оформить готовые блюда и подавать к столу.
Знать различные виды сервировки стола.
Знать правила приема гостей и поведения в гостях.
Ход урока. Слайд 1
Организационный момент. Учащиеся обмениваются поочередно короткими ответами в виде списка.
-Какое сегодня число? (27 ноября)
-Какой сегодня день недели? (четверг)
— Как называется наш поселок? (Уруссу)
— Как называется наш район, в котором мы живем? (Ютазинский)
— Как называется наша Республика? (Татарстан)
— Назови столицу нашей республики (Казань)
— Как ты думаешь, чем мы будем заниматься на уроке?(готовить)
Сообщение темы и цели урока. Так как в ваших вопросах и ответах звучала наша Республика – давайте поговорим о ней более подробно. Потому что тема нашего урока «Блюда татарской кухни»
Слайд 2. Сегодня у нас необычный урок – соревнование. 9а и 9б классы покажут свое мастерство и знания по теме «Питание». А гости оценят ваши результаты.
Разминка. Первое задание:( «Стё Зе Класс»). Слушайте внимательно и выполните задание правильно. Перед вами лежат карточки со словами, вам надо найти пару каждому предмету – для этого, вы берете карточку в руку и показываете ее учащемуся напротив вас. Вам надо сформировать пару.
вилка-ложка
повар-кондитер
микроволновка-электроплита
кофе-чай
кастрюля-сковородка
мясо-рыба
конфеты-сахар
стол-скатерть
вода-мыло
нож-доска
мука – тесто
чашка – блюдце
венчик — миксер
фартук-косынка
Молодцы, ребята.
Мы должны вспомнить все, что связано с нашими традициями, обычаями и культурой. А ваши ответы будут оценивать. Поэтому вы старайтесь дать как можно больше дать правильных ответов. Итак, начинаем.
Слайд 3Мы живем в большой многонациональной республике. Люди, каких национальностей проживают в нашей республике? В нашей школе тоже много учащихся разных национальностей – назовите. Теперь поднимите руки – русские, теперь – татары, а теперь те, у кого другая национальность и назовите свою национальность.(Азербайджанец)
А мы дружно уживаемся? Что нужно для того, чтобы все были дружны? Сколько у нас государственных языков? Почему? Каких татарских поэтов вы знаете?Писателей? Певцов? Каких знаменитых людей в Татарстане вы знаете?
Молодцы! Жюри оценивает ваши ответы по классам.
Сейчас Рамиля прочитает нам стихотворение о Татарстане.
Алексей Анисимов
Татарстан
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В обьятьях Родины своей.
Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у неё особый дух.
Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты новоявленная сказка
Наш современный Татарстан.
Вот как русский поэт с любовью описывает нашу республику. Так же и мы должны относиться к своей земле.
Слайд 4. Перед вами татарские национальные элементы одежды и костюм. Какие традиции нашей культуры еще вам известны? Это наша национальная кухня. Какие блюда татарской кухни вы знаете?Слайд 5 – 17.
Сейчас для вас еще задание: Вам надо из слогов составить названия блюд, которые вы назвали.
А теперь взять по одному названию и встать правильно по изображениям в каждый угол.(КОНЭРС). Мясные блюда, блюда других народов, мучные сладкие блюда, мучные мясные блюда.
Проведем небольшое тестирование.
Проверочные тесты по теме: Блюда татарской национальной кухни
- Татары это:
А) коренное население Татарстана
Б) проживают в другой стране
В)проживают на другом материке
2. Национальное блюдо татар:
А) кыстыбый
Б) щи
В) блины
- Главное животное Татарстана:
А) корова
Б) верблюд
В) свинья
- Основные продукты питания:
А) ананасы
Б)мясо и картошка
В) каши
5.Распрастраненные блюда татар:
А) лапша
Б) лаваш
В)сало
6.Свадебное блюдо:
А) гречневая каша
Б) чак – чак
В) бананы
Молодцы знаете нашу республику. Жюри оценивает
Повторение пройденного материала.
Добро пожаловать на кухню Татарстана!Слайд 18
На прошлом уроке мы с вами готовили национальные татарские блюда. Вспомните название (урама, кош теле, розочки), вспомните из какого теста мы их делали. Слайд 19
Вспомним процесс приготовления. Слайд 20.
Сегодня мы приготовим ленточки и гульбанак- блюдо,для наших гостей.
Слайд 52. Вспомните, какое еще праздничное блюдо готовят у татар на свадьбу? (чак — чак)Помните, что работая с тестом, надо помнить о бережном отношении к хлебу.
Перед любой работой на кухне мы вспоминаем правила ТБ. Сегодня раз у нас соревнование мы сделаем это письменно: (РАУНД ТЕЙБЛ). Слушайте внимательно задание: перед вами предложения, в которых вместо точек вам нужно вставить слова.
Правила техники безопасности:
- Перед началом работы надень …………. и вымой …………. с ………………
- Перед включением плиты проверь исправность ………… и …………………
- При работе с ножом будь внимателен, не…………им, выполняй ту работу, которую…………….учитель.
- Во время работы не ………………и не ………….другим.
- При работе с горячим маслом изделие в сковороду клади…………., остерегайся горячих брызг.
- Чтобы не было дыма при жарке, следи, чтобы масло …………………. сковороды.
- По окончании работы …………………….плиту.
Отдать ответы жюри.
А сейчас вы сами должны определить, кто будет готовить, накрывать на стол и убирать и мыть посуду.
Повторили правила и идем на кухню.Слайд 53
Практическая часть урока.
Учащиеся готовят на кухне.
Оценивается все жюри.
5.Итог урока. Какие блюда татарской кухни вы узнали? А какие блюда других народов вы еще знаете? Вот и мы с вами сегодня узнали об еще одной национальной традиции татарского народа. Надеюсь, вы все остались довольны. Дома готовьте с удовольствием для своих родных.
Сейчас нам надо организовать 2 круга: внешний и внутренний. Вы должны обменяться с разными партнерами своими впечатлениями об уроке. Сначала говорят те, кто во внутреннем круге. Затем меняемся кругами.
Результаты итогов классов провозглашаются жюри. Оценки за урок.