Безопасный для окружающей среды вид транспорта
Безопасный для окружающей среды, вид транспорта
Светлана Егорова,
Воспитатель детского сада №140 Г. Казани
С профилактической целью детского дорожно-транспортного травматизма, с самого младшего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, в транспорте, дорогах, правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, и школа и другие образовательные учреждения.
В соответствии с новыми ФГОС, детский сад должен обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил дорожного движения должно стать осознанной необходимостью. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот и поэтому с раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
Я считаю эту тему жизненной и актуально необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге и улицах. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще с детского сада, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому мероприятия по актуализации и обучению у детей ПДД так важно в учреждениях дошкольного образования.
В современном мире, в связи с бурным развитием авто- промышленности, увеличилось количество несчастных случаев и аварий с людьми на дорогах, особенно с детьми. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует психологическая защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и всё что на ней происходит. И часто, увлеченный чем-либо необычным, новым, ребенок попадает на улице в опасные ситуации для его жизни.
Сегодня активно обсуждается проблема безопасного поведения детей и особую тревожность за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые несут ответственность за своих воспитанников. В рамках обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города необходимо и уточнение и расширение знаний о наземном транспорте, с которым дети сталкиваются каждый день. Важно осознавать детям, какую пользу приносят автомобили людям, и, какой вред могут наносить они окружающей среде. Какие опасности ждут в транспорте? На улицах города? При переходе через улицу? Как избежать их? Возможно ли создать безопасный для окружающей среды транспорт? На эти и подобные вопросы мы попытались ответить, формируя у дошкольников экологическое сознание к организации дорожного движения транспортных средств.
Формирование правильного отношения ребенка к природе, экологической культуре, усвоение правил дорожного движения, применение этих правил на практике, соединение экологического воспитания и обучения правилам дорожного движения – это всё способствует у дошкольников созданию условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе, закрепление знаний о значимости автомобиля для человека и знаний о безопасных для окружающей среды, видах транспорта.
Данная цель способствует решению следующих задач:
– дать детям знания о правилах безопасности на дороге и практические навыки безопасного поведения на дороге;
– формирование у детей предпосылок экологического сознания, творческой инициативы.
– прививание детям практических навыков ориентации в пространстве, в дорожно-транспортной ситуации посредством её моделирования предложенной.
– обогащение знаний о дорожном транспорте через создание макетов.
– закрепление знаний о значении сигналов светофора и уточнение знаний о дорожных знаках и знаков в экологическом направлении.
– формирование знаний о видах транспорта, безопасных для экологии;
– развитие речи через составление рассказов о созданных автомобилях, автомобилях будущего;
– развитие мелкой моторики и изобразительной деятельности в процессе работы над формированием экологического сознания.
– развитие творческого воображения, креативного мышления.
– обогащение отношения ребенок-родитель опытом совместной творческой деятельности;
– предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Предполагаемый результат: совершенствование культуры поведения в транспорте и на улице; умение детей применять знания о правилах дорожного движения в жизненных ситуациях; формирование у детей практических навыков и умений безопасного поведения на улице; формирование знаний об безопасном для экологии виде транспорта, о роли автомобилей в жизни человека и окружающей среде.
Я работая в детскому саду, обучаю детей безопасному движению по улице, даю понятия «тротуар», «проезжая часть улицы», «перекресток». Знакомлю с правилами безопасного движения по тротуару, придерживаясь правой стороны, используя дидактические игры: «Законы улиц и дорог», «Улица города», «Знай дорогу», «Дети и дорога».
Также закрепляю понятие «Светофор», значение каждого сигнала, при этом использую подвижными и дидактическими играми: «Три чудесных цвета», «Умный светофор», «Красный, желтый, зеленый». Учу пользоваться детей дорожными знаками для информации об улице, дети умеют различать дорожные знаки по их названиями и внешнему виду, играя в такие дидактические игры: «Угадай знак», «Какой дорожный знак нужен», «Разрезные знаки», «Дорожные знаки»
Ребята в группе научились безопасному движению по улице, многие дети отлично запомнили названия и виды транспорта. Познакомились с понятием «экологический транспорт», видами и предназначением экологического транспорта для окружающей среды и в жизни людей.
Для формирования основ безопасного поведения на дорогах используются:
– сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, подвижные игры; дидактические.
– ребусы, кроссворды;
– игры на основе загадок;
– решение проблемных ситуаций в форме беседы;
– составление детьми рассказов, например: «Автомобиль будущего».
– изодеятельность, конструирование
– использование ИКТ.
– просмотр мультфильмов «Азбука безопасности».
В развлечениях и играх дети легко запоминают то, что может показаться им неинтересным. Для повышения интереса к знаниям о правилах дорожного движения, для детей проводим развлечения и конкурсы.
С родителями активно ведется непосредственная работа – это консультации, родительские собрания, анкетирование, беседы, викторины, папки-передвижки, участие в выставках рисунков на темы: «Транспорт будущего», «Газированный автомобиль».
В планах хотелось бы усовершенствовать наш «автомобильный городок», пополнить детским транспортом, литературой, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, к выбору безопасного для окружающей среды транспорта, с целью соединения экологического воспитания и обучения дошкольников правилам дорожного движения, что способствует созданию условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на городскую среду и здоровья населения. Загрязнение воздуха представляет угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. К примеру, во Франции 22 сентября – день без автомобиля, для автомобилей закрыт центр Парижа. Жителям предлагают велосипеды бесплатно – достаточно оставить в залог удостоверение личности. Во многих городах зарубежья проезд на общественном транспорте (троллейбус, трамвай) в этот день бесплатен. С каждым годом увеличивается количество автомобилей и скоро не смогут приехать на помощь людям пожарные и скорая помощь из-за пробок на дорогах и загрязнения окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека.
Автомобиль вредит здоровью человека, но и без автотранспорта жить нам нельзя.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы автотранспорт был безопасен?
Ответы: Больше сажать зеленых насаждений (природные пылесосы).
Создать автомобили безопасные для человека – экомобили. Заменить автомобили на велосипеды.