Безопасное поведение детей на дорогах

(Конспект мероприятия по ДДТТ и БДД в старшей группе)

Дарья МАХЛАКОВА,

воспитатель I квалификационной категории: детского сада № 3 г. Казани

Цели:

– закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма;

– обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

Ход занятия

Организационный момент

(Дети входят в зал.)

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие дети!

– Дети, посмотрите, кто к нам пришёл в гости! (Воспитатель показывает детям куклу – Дядя Федор.)

Он хочет познакомиться с вами и поближе  узнать наш город. А ещё дядя Федор хочет прогуляться по городу, но он не знает правил поведения на улице. А вот, о каких правилах идёт речь, вы узнаете из стихотворения:

По городу, по улице не ходят просто так,

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд.

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?

Дети. Правила дорожного движения.

Воспитатель. Верно! Дети, поможем Дяде Федору  разобраться в правилах дорожного движения?

Дети. Поможем.

Воспитатель. Не переживай, дядя Федор, дети тебе помогут. Дорогие знатоки дорожных правил! Давайте сегодня поможем разобраться в правилах дорожного движения. Вспомним правила поведения на дороге, сигналы светофора, дорожные знаки. Дети, нам нужно убедить дядю Федора  в том, что…

Очень важная наука –

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения.

Отгадайте загадки.

  1. Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся.

По дорогам он несётся. (Автомобиль)

  1. Маленькие домики по улицам бегут,

Взрослых и детишек домики везут. (Автобус)

  1. Спозаранку за окошком

Стук и звон и кутерьма

Ходят красные дома

По прямым стальным дорожкам. (Трамвай)

  1. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

  1. Глаз зелёный загорится

Значит, можно нам садится. (Такси)

Воспитатель. Догадайтесь, о каких видах транспорта идёт речь в загадках?

Дети. О наземном общественном виде транспорта.

Воспитатель. Верно. Когда мы едем в автобусе, трамвае, мы – кто?

Дети. Пассажиры.

Воспитатель. Когда мы едем по улице, мы – кто?

Дети. Пешеходы.

Воспитатель. Молодцы! Итак, представьте, вы пассажиры! Какие правила пользования общественного транспорта вы знаете? Нашему дяде Федору тяжело будет сразу запомнить правила поведения, поэтому мы будем учить его с помощью моделей подсказок.

Дети.

– В общественном транспорте, пассажиры ведут себя спокойно.

– Разговаривают тихим голосом.

– Нельзя кричать, шуметь.

– Пассажиры должны пройти внутрь салона.

– Крепко держаться за поручни. Оплачивать за проезд.

– Уступают место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

– Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженое.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо знаете правила для пассажиров. А сейчас расскажите  обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.

Дети. Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай — спереди. Но лучше по пешеходному переходу (надземному, наземному и подземному)

Воспитатель. Верно, ребята!

Ну, а если правила нарушишь,

Травмы разные получишь,

И вдруг случится беда,

Что надо делать нам тогда?

Дети. Звонить в «103», скорую помощь.

Воспитатель. Молодцы! Отлично справились с заданием. А теперь, давайте познакомим дядю Федора с верным другом и помощником водителей и пешеходов. Отгадайте загадку и узнаете его имя:

Он существует,

Чтобы тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный.

Что это?

Дети. Светофор.

Воспитатель. Верно!

Подберите нужную рифму к стихотворению.

Игра «Доскажи словечко»

Заучи закон простой,

Красный свет зажёгся – … (стой).

Жёлтый скажет пешеходу

Приготовиться к … (переходу).

А зелёный впереди

Говорит он всем – … (иди).

Воспитатель. Молодцы, и сигналы светофора вы знаете.

Пришло время и отдохнуть. Рядом с домом, в котором живёт дядя Федор есть дорога и однажды на ней такое случилось! Смотрите… (Музыка. Начало сказки. На ширме дорога, лес.)

Дядя Федор. Дети! Какие вы все уже большие, умные! Вы знаете правила дорожного движения, как вести себя возле проезжей части. Пусть сказка, которую мы хотим сегодня показать, будет вам напоминанием. В далеком лесу жил зайчонок Пушистик. И был этот лес очень близко к большой автомобильной дороге, которая называется шоссе. По шоссе днём и ночью взад-вперёд мчались машины. (По дороге взад и вперёд едут машины.)

Лесные жители – звери и птицы старались держаться подальше от дороги. Ещё бы! Тут тебя мигом задавят. И опомниться не успеешь.

Так вот, в этом самом лесу и жил зайчонок, как две капли воды похожий на маму. (Музыка Зайца.)

У зайчёнка были большие круглые глаза и не по возрасту пушистый мех.

Зайчонок страшно гордился своим пушистым мехом. Мама ласково звала сынишку Пушистиком. Как все звериные мамы на свете, она учила своего ребёнка жить так, чтобы не попасть в беду, и не раз предупреждала Пушистика:

Зайчиха. Никогда, никогда не выбегай на шоссе. Там тебя задавят. А если и не совсем задавят, то уж обязательно лапку переедут. Слышишь, сынок? А если очень надо, то переходи шоссе только на зелёный сигнал светофора, и обязательно посмотри сначала налево, а потом направо, что бы проверить, нет ли машин. И никогда, слышишь, никогда не играй возле дороги!

Лесовичок. К сожалению, многие дети не слушаются старших. И Пушистик тоже.

Пушистик. Почему, задавят? Почему, на зелёный? Маленький я, что ли? Подумаешь, шоссе перебежать! Раз! — и на той стороне. Там и лес гуще, и деревья выше. Не то, что здесь…». А если играть возле дороги аккуратно, так и вовсе ничего страшного не произойдёт! (Музыка Ёжика. Выходит Ёжик.)

Ёжик. Привет, Пушистик! Что скучаешь?

Пушистик. Привет Колючий, представляешь, хотел на ту сторону дороги перебежать, пока зелёный не загорелся, нельзя! Хотел поиграть здесь, да только тоже говорят нельзя!

Ёжик. Да не слушай никого! Давай в мячик поиграем!

Пушистик. Давай! (Начинают играть, мяч укатывается на дорогу, проезжает машина и давит мяч. Пушистик плачет, Ёжик машет лапой и убегает.)

(Музыка Мадведя.)

Пушистик. Привет, Медвежонок!

Медвежонок. Привет, Пушистик! Как дела, что скучаешь?

Пушистик. Да вот сижу и думаю, перебежать шоссе или нет. Там шишек много, можно вместо мячика пинать, а то мой мячик лопнул.

Медвежонок. А что тут думать? Дождись когда загорится зелёный сигнал светофора и иди спокойно, зачем перебегать?

Пушистик. Да это же лес, тут зелёный долго не загорается! А я сейчас хочу!

Медвежонок. Не вздумай, а то я твоей маме всё расскажу!

Пушистик. Ну и рассказывай! Ябида! (Медвежонок обижается, уходит. Музыка Медведя.)

(Появляется волчонок. Музыка Волка.)

Волчонок. Эй ты, пушистый! Давай махнём через шоссе: в том лесу шишек видимо-невидимо!

Дядя Федор. И хотя лисёнку шишки были вовсе ни к чему, он согласился.

Приятели подошли к опушке. Шоссе вблизи было пусто. Только вдали катилась крошечная машина. Правда, с каждой секундой она становилась всё больше и больше, но волчонок уверенно заявил:

Волчонок. А, ерунда! Мы тысячу раз успеем перебежать через дорогу, пока этот грузовик сюда доедет.

Дядя Федор. И побежал. Пушистик за ним. Но он не мог прыгать так быстро.

Ах, как жаль, что он не мог прыгать так быстро, как бежал волчонок!.. Потому-то грузовик и наехал на Пушистика. Всё произошло так быстро, что зайчонок сначала даже не понял, какое несчастье с ним приключилось. Просто ему было очень больно.

Пушистик. Ой, я кажется повредил лапки! Волчонок помоги мне! Где же ты? Ну вот, волчонок убежал, а я вижу, что едет ещё одна машина! Оё-ё-ё-й! (По дороге едет ещё одна машина. Зайчонок от страха закрывает глаза лапами. Подбегает Медвежонок и в последний момент уносит зайчонка с дороги.)

Медвежонок. Зайчонок, зачем же ты побежал через дорогу на красный сигнал светофора! Хорошо, что я вернулся, а то раздавила бы тебя машина.

Пушистик. Спасибо тебе, ты меня спас! Теперь я точно знаю, что проезжая часть не место для игры и что переходить дорогу надо только на зелёный сигнал светофора!

Дядя Федор. Долго в лесу только и разговоров было, что о том, как Зайчонок чуть не погиб на дороге, да о том, как Медвежонок его спас.

Воспитатель. Дети, вам понравилась сказка? Что сегодня больше всего вам запомнилось? Дядя Федор, ты запомнил всё что дети рассказали о дорожном движении? Дети давайте попрощаемся с Дядей Федором и скажем до свидания!

– Молодцы ребята! Вам понравилось наше занятие? Скажите, а что понравилось вам больше всего?

– И мне понравилось с вами играть и заниматься! Я надеюсь, что вы запомнили, и будете всегда соблюдать правила дорожного движения.