Азбука профессий
(Краткосрочный проект)
Гульнара МИНГАРАЕВА,
воспитатель I квалификационной категории Усадского детского сада «Айтишка» Лаишевского района
Эльмира ЯББАРОВА,
воспитатель Усадского детского сада «Айтишка» Лаишевского района
У всех народов России издревле приобщение детей к труду являлось важнейшей обязанностью родителей, рода, общины. С раннего детства ребенок усваивал простую, но важную истину – труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему человек достигает определенного социального статуса и уважения других. Не случайно в народе говорят: «Люби дело – мастером будешь», «Работа да руки – надежные в людях поруки», «Чтоб в почете быть – надо труд свой любить», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь».
Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в России. Именно в детском саду начинается формирование начальных знаний о многообразии и широком выборе профессий. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Трудовое воспитание – это стержень всестороннего развития личности ребенка. Труд оказывает огромное влияние на эмоциональное и волевое развитие, познавательную сферу; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. Самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия является возраст с 3 до 7 лет. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь и уважительное отношение к труду, знакомить в игровой форме с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Педагогу в работе с детьми необходимо обращать их внимание на то, что в народе всегда осуждались праздность и безделье. Народная мудрость утверждает, что один из главных пороков человека – лень. Потому первой задачей в воспитании трудолюбия является формирование глубокого уважения к труду, людям труда и его результатам.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время существует огромная потребность в высокопрофессиональных, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом людей. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий. Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер: общее знакомство с миром профессий, совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в определенных видах трудовой деятельности. Мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Но, к сожалению, современные дети мало знают информации о трудовой деятельности родителей. Проведя индивидуальные беседы с детьми о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, мы узнали, что дети пятилетнего возраста мало знают о профессиях: их название, о предметах — помощниках, содержании трудовой деятельности. Наблюдая за детьми в игре, заметили, что сюжетно-ролевые игры на профессиональную тематику содержат мало игровых действий; у детей не сформировано уважение к труду взрослых.
С целью расширения представлений дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека мы использовали технологию проектной деятельности. Что же такое проект? В дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, ребенок нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности. Проект — это дополнительная возможность для активного участия родителей. Наш проект мы назвали «Азбука профессий». В проекте участвовали дети старшей группы, их родители, воспитатели.
На первом этапе реализации проекта нами была определена цель: ввести детей в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.
Задачи проекта
Для детей:
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
– формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Для педагогов:
– разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
– разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;
–рганизовать экскурсии, встречи.
Для родителей:
– способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
– сопровождать родителей при оказании ребёнку помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии;
– побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.
Этапы реализации проекта
Этапы | Работа с детьми | Работа с родителями |
I этап – подготовительный
|
Планирование работы с детьми по проекту:
– разработка конспектов познавательных тематических занятий; – подбор художественной детской литературы, иллюстраций, альбомов, фотографий, дидактических игр, видеоматериалов, подготовка материала для создания лэпбуков. |
Анкетирование
«Как вы знакомите ребенка с профессиями взрослых». Консультация «Как рассказать детям о профессиях». Беседы с родителями по теме: «Родителям о профориентации», «Выбор профессии» и др. Выпуск стенгазеты «Репортаж с рабочих мест пап и мам». Вовлечение родителей в процесс подготовки проекта.
|
II этап – практический | Чтение, беседы, обсуждения, дидактические игры по тематике, виртуальные экскурсии.
Изготовление поделок (атрибутов к сюжетно-ролевым играм), рисунков «Все профессии важны», изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр, лэпбуков «Профессии». |
Подбор и создание демонстрационного материала и дидактических игр по теме проекта
Изготовление костюмов, декораций, игровых атрибутов.
|
III этап –
заключительный |
Составление альбома «Профессии моих родителей».
Презентации- сообщения, подготовленные детьми по теме «Кем я буду». Творческий конкурс «Калейдоскоп семейных профессий». |
Свою работу над проектом мы начали со сбора материала по ознакомлению детей с профессиями. С родителями были проведены индивидуальные консультации по теме проекта (знакомство с названием проекта, в чем смысл проекта, как проводить работу с детьми). Подобрали для библиотеки книги о профессиях, дополнили библиотеку картотекой пословиц, считалок, загадок, поговорок о труде, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физкультминуток; картотеку сюжетно – ролевых игр. Подобрали мультфильмы, видеофильмы, презентации, связанные с темой «Профессии». Родителями были изготовлены костюмы для сюжетно-ролевых игр «Доктор», «Медицинская сестра», «Повар», «Полицейский», а также атрибуты для оснащения РППС.
Детям было задано домашнее задание – узнать о профессиях своих родителей (бабушек и дедушек), какие профессии еще бывают, нарисовать рисунок «Кем работают мои родители?».
Дома вместе с родителями дети рисовали рисунки, беседовали о профессиях. Затем каждый из них рассказал все, что знает о той или иной профессии.
Так как наш проект имеет название «Азбука профессий», каждый ребенок готовил совместно с родителями рассказ о профессии на определенную букву алфавита по алгоритму:
– Название профессии.
– Место работы.
– Материал для труда.
– Форменная одежда.
– Орудия труда.
– Трудовые действия.
– Личностные качества.
– Результат труда.
– Польза труда для общества.
В ходе реализации основной части проекта мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии в прачечную и на пищеблок, медицинский кабинет, где дети наглядно знакомились с трудом взрослых, оборудованием, предметами трудовой деятельности. Родители Евдокимова Марата – Павел Юрьевич и Эльвира Рамисовна провели для детей виртуальную экскурсию по своим местам работы. Павел Юрьевич работает шеф-поваром в Международном аэропорту «Казань», а Эльвира Рамисовна работает оператором в Ак Барс-Банке. Они познакомили детей с профессией повара и оператора. Павел Юрьевич провел мастер-класс по выпечке песочного печенья.
С детьми проводились беседы на темы: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии наших родителей», «О профессиях разных, нужных и важных», в ходе которых использовались наглядности и игровые персонажи. Дети с большим интересом смотрели презентации, которые готовили совместно с родителями, о выбранных профессиях, мультфильмы, видеоролики, подготовленные воспитателями, связанные с темой «Профессии» с дальнейшим обсуждением. Много внимания уделили чтению детской художественной литературы, загадок. Разучивали пословицы, поговорки о труде, считалочки, стихи в которых упоминаются профессии и орудия труда. Разучивали стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки, для закрепления в непринужденной форме информации о профессиях. Рассматривали репродукции, альбомы, иллюстрации на тему «Профессии». Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре, как основному виду деятельности дошкольников. В настольно-печатных играх «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии» дети подбирали картинки с соответствующими предметами, учились классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности. Так же дети с большим удовольствием играли в дидактические игры «Назови три предмета», «Назови профессию», «Чье звено скорее соберет предметы», «Что? Где? Когда?», «Кто, что делает?», «Кому что нужно», «Названия профессий от А до Я», «Что делают при помощи этого предмета?». И, конечно, играли в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Салон красоты», «Ветеринарная лечебница», «Хлебозавод», «Швейное ателье» «Скорая помощь», «Библиотека», в которых дети отражали все усвоенные знания, профессиональную лексику и диалоги.
Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Предложили родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и так далее с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на свою работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или «Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и так далее.
Закрепляли знания о профессиях в продуктивных видах деятельности: разукрашивали раскраски на тему «Профессии», «Нарисуй портрет», рисовали инструменты и оборудование, лепили с детьми кондитерские изделия из пластилина. На протяжении всего проекта, была проведена большая и интересная работа по созданию лэпбуков на тему «Профессии», где дети смогли почувствовать себя создателями дидактической иллюстрационной работы в совместной работе с воспитателем. Воспитанникам была представлена возможность закрепить знания на профориентационную тему путем дополнительного наглядного материала, который в последующем дети использовали для лэпбуков в создании игр, раскрасок, картинок попутно обсуждая каждый наглядный материал.
Итоговым продуктом заключительного этапа нашего проекта стало создание альбома «Профессии моих родителей», которая состоит из рассказов детей о профессиях папы и мамы. Над созданием альбома, работала вся группа и поэтому она получилась познавательная и интересная. А самое главное, мы поняли, что «прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии – слава и честь!». В результате проделанной работы воспитанники научились планировать свою деятельность, достигать поставленные цели, оценивать себя в работе и оценивать результат работы своих товарищей.
Так же мы оформили для родителей выставку под названием «Калейдоскоп семейных профессий». И как подведение итогов, запланировано мероприятие совместно с детьми и родителями для презентации нашего проекта «Кем я буду».
И какую бы профессию в будущем ни выбрал ребенок, готовиться к ней нужно уже сейчас: хорошо заниматься, быть ответственным, аккуратным, целеустремленным.
После проделанной работы у детей сформировалось понимание значения слова «профессия». Во время занятий, дети нашли себе друзей по интересам, раскрыли свои творческие способности. Дети с гордостью рассказывают о профессиях своих близких, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Без тесной работы с родителями группы, мы думаем, что не смогли бы достичь таких хороших результатов. Родители активно отзывались на наши просьбы: старались принести разнообразную атрибутику для проведения образовательной деятельности и сюжетно-ролевых игр, участвовали в изготовлении костюмов, декораций. Взаимодействие с родителями, включение их в жизнь группы, сплачивает наш коллектив. На родительском стенде помещена консультация: «Как рассказать детям о профессиях». На сайте группы постоянно выкладывали фотографии детей. Работу по ранней профориентации, будем продолжать и дальше, до выпуска детей в школу.
Проделанная работа подвела детей к важному выводу: очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо работать уважают люди. Работу по данным направлениям мы считаем продуктивной и перспективной. Видя результаты проделанной работы, мы и в дальнейшем, продолжим развитие деятельности в этом направлении, будем искать и внедрять в работу новые формы и методы работы по ранней профориентации.