Автоматизация звука Р в речи, профилактика дисграфии и дислексии

МБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Управления образования» г. Казани

Открытое занятие на тему:

 

«Автоматизация звука Р в речи, профилактика дисграфии и дислексии»

 

Учитель-логопед: Арчакова Е.В.

 

Казань 2024 г.

Цель: автоматизация звука Р в речи, как средство профилактики дисграфии и дислексии.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

 

  • Уточнить артикуляцию звука Р
  • Закрепить правильное произношение звука Р в слогах, словах и коротких предложениях
  • Закрепить звуковой анализ и синтез слов
  • Знакомить с согласной буквой Р, формировать навык чтения

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

  • Продолжать развивать артикуляционную моторику речевого аппарата
  • Развивать зрительно-пространственное ориентирование
  • Учить копировать образец (работа в альбоме)
  • Развивать память и внимание
  • Учить выявлять закономерность, копировать образец
  • Развивать фонематический слух, слуховое восприятие

 

Воспитательные задачи:

 

  • Воспитывать положительный эмоциональный настрой
  • Воспитывать контроль над собственной речью
  • Воспитывать интерес к занятиям

 

Методы и приемы: игры-загадки, прописывание буквы, показ картинок, чтение обратных слогов, сюрпризный момент «Волшебный мешочек», копирование образца, выявление закономерностей.

 

 Оборудование: Картинка с ответом на загадку, картинки с изображением предметов со звуком Р, плакат с обратными слогами, «Волшебный мешочек», фигуры домашних животных, геометрические фигуры, синяя полоска, рабочий лист, альбом, простой карандаш, наклейки.

 

Предварительная работа: постановка звука Р, развитие артикуляционной моторики речевого аппарата, беседа, рассматривание картинок.

 

 

 

 

 

 

План занятия:

 

  1. Организационный момент:

— Приветствие

— Игра «Заблудившийся звук»

  1. Основная часть:

— Артикуляция звука

— Характеристика звука

— Показ буквы, нахождение звука (начало, середина, конец слова)

— Чтение обратных слогов

— Упражнение «Где живет звук в слове?»

— Сюрпризный момент «Волшебный мешочек»

— Игра «4- й лишний»

— Прописывание чередующихся букв в альбоме

— Копирование образца

  1. Заключительная часть:

— Подведение итогов, оценивание работы ученика

 

Приветствие

 

Логопед: Здравствуй Милана!

— Здравствуйте

 

Логопед: Сейчас мы начнем наше занятие, будь внимательна, старайся говорить хорошо, правильно. Договорились?

— Да

 

Логопед: начнем с игры «Заблудившийся звук». Слушай внимательно стихи. Ищи неправильное слово, заменяй один звук в этом слове так, чтобы слово подошло по смыслу к стихотворению.

 

Логопед: Здесь хорошее местечко- целый день журчит здесь ПЕЧКА (Речка). Все правильно я произнесла?

— Нет. Печка не может журчать. Целый день журчит здесь РЕЧКА.

 

Логопед: Молодец! Писем мы не написали, ТУЧКУ целый день искали (Ручку).

— Нет, не ТУЧКУ, а РУЧКУ!

 

Логопед: Здорово. А можешь ли ты найти ошибку в моих словах, которые я буду произносить по звукам? Слушай, как я назову этот предмет (показ картинок) — КО-ОБ-КА. Какой звук я пропустила? Произнеси это слово правильно.

-КО-РОБ-КА.

Логопед: Дальше я назову слово МУ-А-ВЕЙ, попробуй, исправь меня.

-МУ-РА-ВЕЙ.

 

Логопед: Я назову слово КО-ЗИ-НА

— Правильно говорить слово КОР-ЗИ-НА

 

Логопед: Это КО-АБ-ЛИК. Какой звук я не произнесла?

— Звук Р. Правильно будет КО- РАБ-ЛИК.

 

Логопед: Когда мы произносим звук Р, где находится наш язычок, что делают наши губы, а зубы? (Язык находится за верхними зубами, губы растянуты в улыбке, дуем сильный воздух на кончик языка)

 

Характеристика звука

 

Логопед: Давай скажем, какой звук Р- он согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Звук мы слышим и произносим, а читаем и пишем мы букву.

Показ плаката, чтение обратных слогов

 

Логопед: Посмотри, вот буква Р — она согласная, синего цвета. Сейчас мы будем читать слоги, читай внимательно, без ошибок. Какая первая буква, а вторая…? Какой слог получился?

 

Упражнение «Где живет звук в слове?» Определи место звука Р в названиях картинок (в начале, в середине, в конце слова)

 

Логопед: Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом- названием картинки.

Логопед: Молодец!

 

Сюрпризный момент: Игра «Волшебный мешочек»

 

Логопед: опусти руку в волшебный мешочек и угадай, кто там?

— Это КО-РО-ВА.

 

Логопед: Правильно, а в слове КО-РО-ВА, слышим звук Р?

-Да.

 

Логопед: Молодец. Ты хорошо слышишь звуки! Доставай из мешочка, кто следующий?

-ЛОШАДКА.

 

Логопед: В слове ЛОШАДКА мы слышим звук Р?

-Нет.

 

Логопед: Правильно, кто следующий?

-ПОРОСЕНОК.

 

Логопед: Да, звук Р слышим в этом слове?

-Да

 

Логопед: Следующим будет …, кто?

— БАРАН

 

Логопед: Слышим звук Р в слове БАРАН?

— Да

 

Логопед: Кто-то лишний, в названии какого-то животного мы не слышим звук Р. Кто же это может быть?

-ЛОШАДКА

 

Логопед: Молодец, правильно!

 

(Аналогичное задание проводится с геометрическими фигурами. Из «Волшебного мешочка» достаются круг, квадрат, овал, прямоугольник. Лишний будет Овал, так как в названии этой фигуры нет звука Р)

 

Работа в альбоме (выяви закономерность, продолжи ряд)

 

Логопед: Открывай альбом, бери простой карандаш. Посмотри, здесь нарисованы бусы, в первой бусинке написана буква Р большая, во второй бусинке — маленькая, а в третьей опять большая. Выяви закономерность, продолжи ряд. Как ты думаешь, какую букву нужно написать в следующей бусинке?

-маленькую букву Р

 

Логопед: Правильно, ты отлично справляешься с заданием!

 

Работа в альбоме (копирование образца)

 

Логопед: Следующее задание будет тоже в альбоме (нарисован большой квадрат, разделенный на 9 равных частей — 9 маленьких квадратиков). Посмотри, каждая буква живет в своем домике. Вот эта буква Р живет в левом верхнем углу, эта в правом нижнем, эта в правом верхнем эта в левом нижнем, а во эта буква живет посередине. Попробуй, нарисуй рядом буквы Р в своих домиках, на тех же местах.

 

Логопед: Молодец! Умница! На этом наше занятие окончено, получай наклейку!