Арт-технология как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
(Проектная работа)
Ольга ЗЛЫГОСТЕВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 146 г. Казани
В настоящее время взрослые забывают о важности развития эмоциональной сферы ребенка, заботясь о его познавательном и физическом развитии. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, взаимопонимании, взаимооценивании друг друга. У детей дошкольного возраста недостаточно развиты умения распознавать свои эмоции и эмоции сверстников и взрослых, а тем более их описывать. Зачастую, у дошкольников не сформированы умения выражать свои эмоции приемлемым способом, в результате возникают конфликтные ситуации внутри социальной группы, появляются внутриличностные проблемы, тревожность, застенчивость, замкнутость, гиперактивность, агрессия, страхи.
С психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, так как приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Проблема проектной работы: нарушение развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста мешает нормальному психическому, физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.
На наш взгляд, арт-технология является продуктивным способом психологической работы с детьми дошкольного возраста. Арт-технология – это психологическое воздействие искусством, средство развития психики ребенка. Суть арт-технологии заключается в том, что внутреннее «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от внутреннего конфликта и напряжения. Арт-технологии дают возможность снизить перевозбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие, а также обрести уверенность в себе, испытать положительные переживания.
Цель проекта: создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-технологии.
Задачи проекта:
– коррекция нарушений развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
– исправление отклонений в эмоциональном развитии ребенка путем создания психологических условий для развития творческого потенциала ребенка;
– привлечение детей к активной продуктивной деятельности.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Формы реализации проекта:
– Изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д..
– Музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки.
– Сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи.
– Игровая терапия – воздействие с использованием игры.
Практическая значимость проектной работы. Проект будет реализован с детьми старшего дошкольного возраста и будет способствовать развитию креативности детей; будет стимулировать творчество и осознание чувств и эмоций.
Таким образом, применение метода арт-терапии в нынешних условиях реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации является актуальной, эффективной и способствует динамике развития эмоциональной сферы у дошкольников
Сроки реализации проекта – 1 месяц
Этапы | Название, дата | Содержание |
I этап | Подготовительный
1.10.2023 –4.10.2023 |
Анализ теоретического материала по теме проектной работы. Подбор упражнений, заданий для составления конспектов занятий. Составление сетки занятий. Разработка конспектов занятий. |
II этап | Основной
5.10.2023 – 29.10.2023 |
Проведение занятий с дошкольниками:
1-я неделя – изотерапия 2-я неделя – музыкотерапия 3-я неделя – сказкотерапия 4-я неделя – игровая терапия |
III этап | Заключительный
29.10.2023 –31.10.2023 |
Заключительное занятие «Дарим радость»
Выставка детских поделок. Презентация результатов реализации проекта. |
На первом, подготовительном, этапе необходимо определиться с темой проекта, составить цель и задачи проекта. Распределить обязанности участников проекта, определить возможности творческого взаимодействия. Создать условия для продуктивной деятельности детей. Ознакомить родителей с проектной работой и вовлечь их в проектную деятельность. Разработать конспекты занятий.
На втором, основном, этапе необходимо провести запланированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена следующая сетка занятий на период реализации проекта:
Занятие 1. Знакомство с группой. Изобразительная техника «марание».
Цель: познакомить дошкольников между собой, с педагогом, создать благоприятную психологическую атмосферу; познакомить детей с методом изотерапии.
Занятие 2. Свободный рисунок. Групповое рисование ватными палочками.
Цель: создать условия для укрепления эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, повысить настроение, налаживать коммуникативные качества детей.
Занятие 3. Музыка – настроение.
Цель: формировать умение передавать настроение музыки, способствовать снятию эмоционального напряжения, развивать творческое самовыражение.
Занятие 4. Мир животных. Музыкотерапия.
Цель: развивать невербальное общение, способствовать выходу отрицательной энергии, развивать активность и умение переходить от активных действий к успокоению.
Занятие 5. Сказочная импровизация.
Цель: побуждать детей выразительно передавать эмоциональные состояния движениями и мимикой, совершенствовать умение расслаблять и напрягать мышцы, умение снимать телесные барьеры.
Занятие 6. Хорошие и плохие сказочные герои.
Цель: развивать у детей умения понимать значение слов «хорошо» и «плохо», способствовать выходу негативных эмоций, умение преодолевать страхи.
Занятие 7. Тренируем свои эмоции. Игротерапия.
Цель: развивать саморегуляцию, умение контролировать свои эмоции, снимать напряжения.
Занятие 8. Игротерапия невербального общения.
Цель: формировать у детей умение общаться при помощи жестов, мимики, корректировать нарушения эмоциональной сферы.
Заключительное занятие. Дарим радость.
Подведение итогов. Работа с тестом. Лепка.
На третьем, заключительном, этапе необходимо провести заключительное занятие на тему «Дарим радость». Организовать выставку детских поделок с целью отражения накопленных впечатлений в продуктах детского творчества. Подвести итоги проекта.
Анализ результатов проекта
Что же даёт проект по арт-технологии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста?
Воспитанникам:
– всестороннее гармоничное развитие посредством погружения в мир арт-технологий;
– активизация творческих способностей;
– дошкольники осознают свои чувства и эмоции, могут контролировать свои эмоции.
Педагогам:
– развитие творческих идей;
– повышение профессионального мастерства;
– активизация творческих способностей детей;
– проект повлияет на психологический климат детей старшего дошкольного возраста;
– педагоги корректируют нарушения развития эмоциональной сферы детей.
Родителям:
– интересные формы взаимодействия с ребенком;
– стимуляция творческой деятельности детей;
– создание общих творческих продуктов;
– умение понимать эмоции и чувства ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что залогом успешного развития эмоциональной сферы детей являются:
- Комплексная работа с использованием различных форм арт-технологии: музыкотерапии, игровой терапии, сказкотерапии, изотерапии.
- Создание условий для творческой самостоятельной деятельности детей, возможности самовыразиться.
- Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития эмоциональной сферы ребенка.
Литература
- Афанасьева, А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности / А.Б. Афанасьева // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2016. — №12. – С.94 – 98.
- Буко, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Буко. – М.: Просвещение, 2015. – 216 с.
- Кайль, Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия / Д.Г. Кайль. – М.: Учитель, 2016. – 132 c.
- Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 532 c.
- Кириченко, К.В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения / К.В. Кириченко // Молодой ученый. – 2017. – № 42 (176). – С. 164-167. – URL: https://moluch.ru/archive/176/45994/ (дата обращения: 28.09.2020).
- Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: Мир, 2015. – 136 c.
- Котова, Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. – М.: Сфера, 2018. – 80 c.
- Лелявина, К.И. Арт-технологии в образовательном процессе / К.И. Лелявина, Г.А. Клименко // Перспективы развития науки и образования: III международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 87-90.
- Маханева, М.Д. Мы с друзьями — целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Сфера, 2017. – 96 c.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 2018. — 96 c.
- Санникова, Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации / Л.Н. Санникова // Концепт. – 2019. — №9. – С.102-107.
- Степанова, А.В. Арт-технологии в социализации детей / А.В. Степанова, С.Н. Жданова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. – 2019. — №23. – С.96-99.
- Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2018. – 221 с.