Антонимы

(Урок русского языка в 5 классе)

Лилия САФИУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Байсаровской основной школы Актанышского района

Цели урока:

повторить и систематизировать знания об антонимах;

– познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;

– научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

– расширить лексический запас.

Задачи:

 

обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
развивающие: развивать умение подбирать к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
воспитательные:

 

 способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок актуализации знаний.

 

Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Инновационные технологии: личностно-ориентированное, объяснительно-иллюстративное обучение.

Формы работы: парная, работа в группах, фронтальная работа.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Психологический настрой к уроку.  

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Ребята, сегодня у меня настроение Во! (Показывает палец вверх.) А у вас какое?

Учащиеся. Во! (Ученики показывают.)

Учитель. У меня дела – Во! А как у вас дела? (Во!)

– Какие у вас друзья? (Во!)

– Школа?

– Класс?

– Учителя? (Ответы учеников.)

– Спасибо. Присаживайтесь.

  1. II. Этап мотивации

 Цель: включение учащихся в деятельность.

Учитель. Ребята, сегодня на наш урок я принесла корзинку. Для чего нужна вообще корзина?

Учащиеся. Собирать фрукты, овощи, плоды.

Учитель. Да, правильно, сегодня мы с вами будем собирать плоды нашей с вами работы в течении урока.

III. Определение  темы урока

Учитель.  Ребята, а вы знаете, что на свете есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. (Слайд 2) «Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Молодцы, ребята. Вот с такими слова сегодня мы с вами поработаем.

Учитель. А что это за слова, ребята?

Учащиеся. Антонимы.

Учитель. Правильно, ребята. А что такое антонимы? (Ответы детей.)

Учитель. Ребята, посмотрите (показывает на экран), в нашем учебнике на стр. 166 дается определение антонимам. (Слайд 3)  Давайте его прочтём. (Читают хором.) Молодцы.

Учитель (открывает слайд 4). Итак, сегодня наш урок будет посвящен теме … (смотрит на детей, ждет ответ) «Антонимы». Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Учитель. Ребята, а теперь посмотрите на экран, подумайте и скажите, что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Дети называют задания, которые они будут выполнять. Учитель помогает детям переформулировать названия заданий в цели урока.) Молодцы, ребята. Итак, поехали!

Категория 1. Задание: найди пару.

Учитель. У вас на партах лежат карточки со словами. (Слайд 5) Ваша задача сгруппироваться в две группы.. Вам дается 1 мин. Понятно? Время пошло (песочные часы).

Учитель. Какие группы? (Каждая группа читает свои слова.)

Учащиеся. Противоположные слова.

Учитель. А теперь, ребята, найдите свою пару. (Образуются пары.) И поработаем вот с этим планом. (Учитель читает план на слайде 5. Каждая пара рассказывает по плану.) Молодцы ребята.

Учитель. Теперь, ребята, пришло время собирать урожай. Внимательно оглянитесь и скажите, какими плодами мы можем заполнить нашу корзину. Что мы с вами вспомнили, проделав это задание. (Дети ищут плоды по классу.) Молодцы, ребята.

Учитель. А теперь тихо подходим к своим местам, берем свои вещи и садимся за противоположный стол, меняемся местами. (Слайд 6)

Ребята, посмотрите на эти картины и найдите пары. (Ребята думают, обсуждают, не находят пары.) Какой вывод можно сделать? (Дети сами говорят, что есть слова к которым нельзя подобрать пары.) Молодцы, ребята, каждый стол заработал 10 баллов.

Категория 2. Задание: текст наоборот. (Слайд 7)

Учитель. Переходим к категории 2. За это задание каждый стол получит 20 баллов. Посмотрите на экран, ребята. Что вы должны сделать? (Написать текст наоборот, заменить антоним парой.) Вам дается 2 мин. Время пошло.

Физминутка (Слайд 8)

Учитель. Ребята, значит мы с уверенность можем сказать, что  антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты; помогают противопоставить явления, делают речь более яркой и выразительной. Вы согласны со мной? (Да.)

Задание «Диаманта» (Слайд 10)

Учитель. Ребята, мы пришли к самому интересному заданию – написать стихотворение. Не простое, а с приёмом «Диаманта». А что это такое? (Учитель объясняет прием.) Попробуем?

– 1-я команда будет работать с парой друг-враг. 2-я команда – добро-зло.

Работаем группой, но каждый пишет стихотворение в тетради. Вам дается 3 мин. Время пошло. (Проверяют, читают, учитель дает 30 балл каждой группе.)

  1. IV. Домашнее задание
  2. V. Рефлексия

Учитель. Итак, время подвести итог нашей работе. У каждый команды по 60 баллов, это ваша командная заслуга. Молодцы, вы все умеете работать в команде.

Но я еще хочу, чтобы каждый из вас поделился сегодняшними впечатлениями от проделанной работы. Все ли вы поняли? Понравился ли вам урок? Может вам еще нужно поработать над темой?

Берем розовый стикер – если вы все поняли, были активны.

Голубой стикер – усвоили материал, но были малоактивны.

Зеленый стикер – вам еще нужно поработать с темой. Пожалуйста! (Ученики берут стикеры, подходят к радуге, говорят…)

  1. VI. Подведение итога

Учитель. Ребята, я тоже хочу оценить себя сегодня и сказать, что мне сегодня очень понравилось с вами работать. Если вы все усвоили, значит смогла донести до вас тему урока. Всем спасибо за урок.