Алфавит
№ 116
Лейсан ЗИНАТУЛЛИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №18 г.Казани
УМК «Планета знаний»
Учебник: «Русский язык, 1 класс» Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Цели урока: обеспечить условия для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.
Воспитательные:
- воспитание любознательности при получении знаний;
- формирование интереса к изучению родного языка;
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать устную речь учащихся.
Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со словами.
План урока:
1.Организационный момент (2 минуты)
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
2Актуализация, ситуация успеха. (6 минут)
Проверка знаний учащихся, полученных ранее. (Фронтальная работа, самостоятельная работа)
3.Создание проблемной ситуации( 4 минуты )
Создать ситуацию затруднения при выполнении знакомого задания
4.Осознание противоречия (2 минута)
Выдвижение гипотез
5. Постановка учебной проблемы и цели. (3 минуты)
Помощь обучающимся в формулировании проблемы и цели
6. Физминутка ( 2х 3 минуты)
7. Проверка верности выдвинутых гипотез. ( 7 минут)
8. Моделирование ( 3 минуты)
Моделирование нового правила в виде модели. Предложения по созданию модели
9 Практическое задание. Закрепление и обобщение знаний. ( 8 минуты)
Обобщение материала. Осознание и обобщение новых знаний (учащиеся проверяют свои предположения с теоретическим материалом учебника).
10. Рефлексия ( 3 минуты )
Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Добрый день и добрый час!
Как мы рады видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2.Актуализация знаний, ситуация успеха.
— Зачем нужны буквы?
— Как раньше обходились без букв?
(Сначала завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.)
Внимательно рассмотрите ленту букв. Стр.21
Что вы можете сказать о них?
Буквы тянутся в начало алфавита.
Пропущены буквы «Ф», «Ы».
Назовите все буквы, представленные на ленте.
эР эС Тэ У эФ Ха Це Че Ша Ща Ъ Ы Ь Э Ю Я
Назовите гласные:
УЫЭЮЯ
1.
разделите их на две группы.
У Ы Э — гласные первого ряда, с ними согласные звуки твердые
2.
Ю Я — гласные второго ряда, с ними согласные звуки мягкие
3.
Назовите парные согласные
С Т Ф Ш
4.
Назовите согласные всегда мягкого звука
Ч Щ
5.
Назовите согласную всегда твердого звука
Ц Ш
6.
Что вы можете сказать о звуках «ы», «Ф»
Буква согласного звука, парный, глухой, может быть твердым или мягким
7.
3.Чистописание на основе принципа субъективизации
8.
Учебники, тетради,
Книжки и пенал,
В себе ношу исправно,
А кто я, угадал?
портфель
9.
Чем интересно слово «портфель»?
2 гласных, 2 слога, второй слог ударный, слышится гласная а, но пишется гласная о,8 букв, 7 звуков. Слово из словаря, его необходимо запомнить
10.
Буквы-значки, как бойцы на парад
В четком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он …….
алфавит
11.
12.
Практическое задание.
Посмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова.
13.
Волкошкаистигр
14.
15.
16.
17.
волк ,кошка, аист, тигр
Задание.
18.
19.
20.
— Как вы понимаете,что значит расположить слова по алфавиту?
— Были ли у вас затруднения при выполнении задания? Почему ?
21.
— Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке.
— Сформулируйте тему урока над которую мы работаем и будем работать .
«Алфавит».
22.
23.
-Кто мне скажет , сколько букв в алфавите?
24.
4. Физкультпауза
25.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять.
5.Создание проблемной ситуации
Практическое задание.
Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут, и так едят. (Помидор)
26.
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать… (Картошку)
27.
Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
28.
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (Огурцы)
29.
Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.( Перец)
30.
— Напишите слова в алфавитном порядке.
31.
( самостоятельно выполняют в тетрадях)
— Назовите , что у вас получилось. Перед нами несколько гипотез, Поднимите руку
32.
Кто сделал так?
33.
( 1 в. Картошка, лук, огурец, помидор, перец)
( 2 в. Картошка, лук, огурец, перец, помидор)
В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке.
— Какие знания применили для решения этого задания?
-Знание алфавита.
— Можно ли считать, что задание выполнено?
Нет, в этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву и по этому существует два решения.
6. Постановка учебной проблемы и цели.
-В чем было ваше затруднение?
— Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.
6. Решение учебной проблемы
— Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту.
Смотрим на первую букву.
— Достаточно ли этого для решения этого задания
Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву.
— Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий?
— Над каким вопросом надо подумать сегодня на уроке?
— Как проверить ,какая же гипотеза верна? Что нам подскажет?
7. Проверка верности выдвинутых гипотез. ( Словарь)
— Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется?
Орфографический словарь.
— Для чего нужен орфографический словарь?
-Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова.
— Как составляют словари?
В словарях все слова пишут в алфавитном порядке.
-Какое слово будем писать первым: ( помидор или перец)
— Какую букву в словаре будем искать?
-Букву П
— Какое слово написано раньше?
-Слово перец.
— Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово помидор написано перед словом перец ? Почему?
Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре.
— Значит, если первые буквы в словах одинаковые, то как расположены слова в словаре?
Сформулируйте секрет словаря.
-Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов.
34.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
— Где используют алфавит?
35.
— Итак, что нового узнали?
Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву.
8. Практическое задание.
36.
37.
— Расшифруйте анаграммы,
1ряд в у м р а е й — муравей
2 ряд р в о б й о е — воробей
3 ряд д в м ь д е е — медведь
4 ряд ф а л а т и в — алфавит
38.
39.
расположите слова в алфавитном порядке.
Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей.
40.
Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым.
фонарь филин
лама луна
корм кино
— Какие слова выписали?
кино, лама, филин
41.
Задание: стр.21 упр.5 выполнить самостоятельно
42.
Агапов,Антонов,Грачев,Гришин,Иванов,Ивашов,Яшин
Итог урока. Рефлексия.
— С каким затруднением вы столкнулись сегодня на уроке ?
-Как определять порядок с лов, начинающихся на одинаковую букву.
— Достигли цели ?
-Узнали, если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов.
— Какие правила расположения слов в алфавите запомнили?
— Узнали правила последовательность букв в русском алфавите, учились пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
— Как оцениваете свою работу?