Акварисование «Эбру» в детском саду
№164
(Мастер-класс)
Гульназ КАМАЛОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны
Цель: поиск новых нетрадиционных форм и методов художественно-эстетического развития дошкольников; знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», овладение приемами работы в ней.
Задачи:
– расширять знания и представления педагогов о новых современных образовательных технологиях;
– повышение творческого подхода педагогов в вопросах развития эстетического отношения детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования;
– повышение педагогического мастерства специалистов ДОУ в методах и приемах формирования эстетического вкуса, творчества и фантазии дошкольников.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, стол для выставки работ, столы, стулья для педагогов, материал для практической деятельности.
Раздаточный материал: клейстер; емкости прямоугольной формы; пена для бритья; доски для лепки; линейки пластмассовые; акриловые краски разных цветов, разбавленные водой; деревянные палочки для суши; пипетки глазные; листы белой бумаги для акварели формата А4; салфетки.
Целевая аудитория: воспитатели и руководители кружков изобразительного искусства в ДОУ.
Ожидаемые результаты: повышение компетентности и методического уровня педагогов в обучении изобразительной деятельности.
Ход мероприятия
I. Вводная часть
О значении нетрадиционных приемов рисования знает каждый педагог. Такие техники являются эффективными при создании выразительных образов, способствуют развитию и укреплению мелкой моторики. Доступные каждому ребенку, они создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности. Рисование с применением нетрадиционных приемов, в основном, проходит в непринужденной, легкой атмосфере. Нетрадиционные техники способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают позитивное отношение к изобразительному творчеству.
В настоящее время многие педагоги в своей практической деятельности применяют разнообразные техники нетрадиционного рисования. Уникальная особенность многих видов нетрадиционного рисования – их спонтанность, в результате игровых манипуляций получаются эффектные, оригинальные работы. Использование этих техник позволяет детям быстро достичь желаемого результата.
Для поддержания постоянного интереса детей к творчеству, педагогам приходится постоянно придумывать что-нибудь необычное, вносить в мир изобразительного искусства толику чудес. В настоящее время все большую популярность набирает создание «волшебных» композиций в технике эбру.
Эбру (марморивание, мраморивание), «турецкая бумага» – это старинное искусство рисования на воде жидкими красками. Из-за разности в плотности материалов краски не растекаются и не растворяются в воде, а оставляют на поверхности жидкости выразительный рисунок. Созданная на поверхности воды тонкая плёнка с рисунком осторожно переносится на бумагу или ткань путем прикладывания материала к жидкости.
С помощью техники марморирования любой человек может создавать восхитительные образы. Использование данной техники в детском саду имеет большой потенциал: Эбру (мрамомирование) способствует развитию интеллекта, нестандартному мышлению. Ребёнок – творец. Удивительные образы рождаются у него при рисовании, активно работает его воображение, воспитывается индивидуальность. Марморивание особо полезно для скованных, неуверенных в своих силах детей, чьих способностей недостаточно для получения творческих работ стандартными способами. В свою очередь, эбру успокаивает особо активных и неспокойных ребят. Игровые действия с жидкостями зачаровывают ребят, способствуют концентрации их внимания.
II.Основная часть
В магазинах для художественного творчества можно приобрести специальные материалы для работы в технике эбру (жидкость, шила, краски и др.). В связи с дороговизной этих материалов, для работы в данной технике с детьми можно использовать акриловые краски, клейстер или обычную пену для бритья.
До обучения детей разным приемам в рисовании педагогу самому необходимо можно ознакомиться и совершенствовать разнообразные техники. Для освоения мрамомирования предлагаю вам выполнить работы в данной технике на двух разных материалах. Все необходимые для работы материалы находятся у вас на столах.
Рисование на клейстере
Для работы нам необходимы будут неглубокие лотки, лучше прямоугольной формы. Можно использовать различную пластиковую посуду, тогда бумагу необходимо будет вырезать по форме вашей емкости.
- Небольшое количество негустого клейстера с добавлением силикатного клея наливаем в миску (клейстер равномерно распределяем в емкости).
- С помощью пипеток наносим разноцветные акриловые капли на поверхность жидкости. За счет разностей в плотности наших материалов, краски остаются на поверхности клейстера, не растекаясь по нему.
- При помощи палочки водим по поверхности клейстера хаотично или же создавая какой-то узор.
- Когда изображение на клейстере будет готово, прикладываем к нему лист плотной бумаги и слегка прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на листе. Обратной стороной палочки аккуратно проводим по периметру листа.
- Аккуратно снимаем нашу работу и откладываем ее на несколько минут для впитывания краски в бумагу.
- Линейкой осторожно снимаем с рисунка остатки клейстера.
- Оставляем рисунок сохнуть.
Рисование на пене для бритья
Принцип рисования на пене для бритья тот же, что и при рисовании на клейстере. Основное отличие в используемом материале: пену для бритья мы наносим на край доски для лепки и при помощи пластиковой линейки разравниваем ее на поверхности доски тонким слоем.
Далее рисуем так же, как на клейстере.
Основное отличие рисования на клейстере и пене состоит в конечном результате: перенесенный на бумагу рисунок с пены более четкий, быстрее сохнет. Рисунку с поверхности клейстера нужно больше времени для просушки, после высыхания таких работ, их необходимо подложить под небольшой пресс для выпрямления листа.
Таким образом, выполняя игровые манипуляции с красками на жидкости, в нашем случае на клейстере и пене для бритья, мы получаем невероятные рисунки. Довольно-таки нелегко предугадать результат работы, неизвестно как растечётся краска, в связи с этим, каждый лист «мраморной бумаги» получается неповторимым и оригинальным.
III.Заключительная часть
Самоанализ и рефлексия.
Использование в работе нетрадиционных приемов рисования, в частности, техники эбру, мне как педагогу, дает возможность развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников. Марморирование вызывает море позитивных эмоций у детей. Даже те дети, которые особо не испытывали тягу к изобразительной деятельности, с удовольствием создают волшебные узоры, полностью погрузившись в работу. При этом все происходит в непринужденной обстановке. Знания, приобретаемые дошкольниками, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачи совершенствования полученных умений и навыков, беспрепятственного перехода к овладению новыми нетрадиционными техниками в рисовании, использования необычных материалов для художественных работ.
В вводной части мероприятия были рассмотрены вопросы значимости нетрадиционных форм рисования в воспитании художественного вкуса и формировании эстетического восприятия окружающей действительности.
Слушателям представлена техника нетрадиционного рисования Эбру.
Таким образом, решалась задача расширения знаний и представлений педагогов о новых современных образовательных технологиях.
Во второй части мероприятия педагоги учреждений дошкольного образования ознакомились в двумя способами применения этой техники.
Так достигалось решение задачи повышения педагогического мастерства в методах и приемах формирования эстетического вкуса и творчества воспитанников.
В совокупности эти этапы мероприятия позволили повысить уровень творческого подхода педагогов в вопросах развития эстетического отношения детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования.
Во время мероприятия слушатели проявили интерес к теме рисования в технике Эбру и интерес этот сохранился до конца мастер-класса. Из чего можно сделать вывод, что цель была достигнута.
Для оценки мастер-класса прошу вас выбрать те смайлы, которые соответствуют вашему настроению и эмоциям, полученным на нашем мероприятии, и поместить их на магнитную доску.
– Очень понравилось, узнала много нового, буду использовать (смайл с поднятым вверх большим пальцем).
– Понравилось, очень полезно (улыбающийся смайл).
– Понравилось, частично знакомо (спокойный смайл).
– Не узнала ничего нового (грустный смайл).
Приложение 1
Памятка для педагогов
Рисование на клейстере.
Для работы нам необходимы будут неглубокие лотки, лучше прямоугольной формы. Можно использовать различную пластиковую посуду, тогда бумагу необходимо будет вырезать по форме вашей емкости.
- Небольшое количество негустого клейстера с добавлением силикатного клея наливаем в миску (клейстер равномерно распределяем в емкости)
- С помощью пипеток наносим разноцветные акриловые капли на поверхность жидкости. За счет разностей в плотности наших материалов, краски остаются на поверхности клейстера, не растекаясь по нему.
- При помощи палочки водим по поверхности клейстера хаотично или же создавая какой-то узор.
- Когда изображение на клейстере будет готово, прикладываем к нему лист плотной бумаги и слегка прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на листе. Обратной стороной палочки аккуратно проводим по периметру листа.
- Аккуратно снимаем нашу работу и откладываем ее на несколько минут для впитывания краски в бумагу.
- Линейкой осторожно снимаем с рисунка остатки клейстера.
- Оставляем рисунок сохнуть.
Рисование на пене для бритья
Принцип рисования на пене для бритья тот же, что и при рисовании на клейстере. Основное отличие в используемом материале: пену для бритья мы наносим на край доски для лепки и при помощи пластиковой линейки разравниваем ее на поверхности доски тонким слоем.
Далее рисуем так же, как на клейстере.