Акварисование «Эбру» в детском саду

№164

(Мастер-класс)

Гульназ КАМАЛОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны

Цель: поиск новых нетрадиционных форм и методов художественно-эстетического развития дошкольников; знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», овладение приемами работы в ней.

Задачи:

– расширять знания и представления педагогов о новых современных образовательных технологиях;

– повышение творческого подхода педагогов в вопросах развития эстетического отношения детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования;

– повышение педагогического мастерства специалистов ДОУ в методах и приемах формирования эстетического вкуса, творчества и фантазии дошкольников.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, стол для выставки работ, столы, стулья для педагогов, материал для практической деятельности.

Раздаточный материал: клейстер; емкости прямоугольной формы; пена для бритья; доски для лепки; линейки пластмассовые; акриловые краски разных цветов, разбавленные водой; деревянные палочки для суши; пипетки глазные; листы белой бумаги для акварели формата А4; салфетки.

Целевая аудитория: воспитатели и руководители кружков изобразительного искусства в ДОУ.

Ожидаемые результаты: повышение компетентности и методического уровня педагогов в обучении изобразительной деятельности.

Ход мероприятия

I. Вводная часть

О значении нетрадиционных приемов рисования знает каждый педагог. Такие техники являются эффективными при создании выразительных образов, способствуют развитию и укреплению мелкой моторики. Доступные каждому ребенку, они создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности. Рисование с применением нетрадиционных приемов, в основном, проходит в непринужденной, легкой атмосфере. Нетрадиционные техники способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают позитивное отношение к изобразительному творчеству.

В настоящее время многие педагоги в своей практической деятельности применяют разнообразные техники нетрадиционного рисования. Уникальная особенность многих видов нетрадиционного рисования – их спонтанность, в результате игровых манипуляций получаются эффектные, оригинальные работы. Использование этих техник позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

Для поддержания постоянного интереса детей к творчеству, педагогам приходится постоянно придумывать что-нибудь необычное, вносить в мир изобразительного искусства толику чудес. В настоящее время все большую популярность набирает создание «волшебных» композиций в технике эбру.

Эбру (марморивание, мраморивание), «турецкая бумага» – это старинное искусство рисования на воде жидкими красками. Из-за разности в плотности материалов краски не растекаются и не растворяются в воде, а оставляют на поверхности жидкости выразительный рисунок. Созданная на поверхности воды тонкая плёнка с рисунком осторожно переносится на бумагу или ткань путем прикладывания материала к жидкости.

С помощью техники марморирования любой человек может создавать восхитительные образы. Использование данной техники в детском саду имеет большой потенциал: Эбру (мрамомирование) способствует развитию интеллекта, нестандартному мышлению. Ребёнок – творец. Удивительные образы рождаются у него при рисовании, активно работает его воображение, воспитывается индивидуальность. Марморивание особо полезно для скованных, неуверенных в своих силах детей, чьих способностей недостаточно для получения творческих работ стандартными способами. В свою очередь, эбру успокаивает особо активных и неспокойных ребят. Игровые действия с жидкостями зачаровывают ребят, способствуют концентрации их внимания.

II.Основная часть

В магазинах для художественного творчества можно приобрести специальные материалы для работы в технике эбру (жидкость, шила, краски и др.). В связи с дороговизной этих материалов, для работы в данной технике с детьми можно использовать акриловые краски, клейстер или обычную пену для бритья.

До обучения детей разным приемам в рисовании педагогу самому необходимо можно ознакомиться и совершенствовать разнообразные техники. Для освоения мрамомирования предлагаю вам выполнить работы в данной технике на двух разных материалах. Все необходимые для работы материалы находятся у вас на столах.

Рисование на клейстере

Для работы нам необходимы будут неглубокие лотки, лучше прямоугольной формы. Можно использовать различную пластиковую посуду, тогда бумагу необходимо будет вырезать по форме вашей емкости.

  • Небольшое количество негустого клейстера с добавлением силикатного клея наливаем в миску (клейстер равномерно распределяем в емкости).
  • С помощью пипеток наносим разноцветные акриловые капли на поверхность жидкости. За счет разностей в плотности наших материалов, краски остаются на поверхности клейстера, не растекаясь по нему.
  • При помощи палочки водим по поверхности клейстера хаотично или же создавая какой-то узор.
  • Когда изображение на клейстере будет готово, прикладываем к нему лист плотной бумаги и слегка прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на листе. Обратной стороной палочки аккуратно проводим по периметру листа.
  • Аккуратно снимаем нашу работу и откладываем ее на несколько минут для впитывания краски в бумагу.
  • Линейкой осторожно снимаем с рисунка остатки клейстера.
  • Оставляем рисунок сохнуть.

Рисование на пене для бритья

Принцип рисования на пене для бритья тот же, что и при рисовании на клейстере. Основное отличие в используемом материале: пену для бритья мы наносим на край доски для лепки и при помощи пластиковой линейки разравниваем ее на поверхности доски тонким слоем.

Далее рисуем так же, как на клейстере.

Основное отличие рисования на клейстере и пене состоит в конечном результате: перенесенный на бумагу рисунок с пены более четкий, быстрее сохнет. Рисунку с поверхности клейстера нужно больше времени для просушки, после высыхания таких работ, их необходимо подложить под небольшой пресс для выпрямления листа.

Таким образом, выполняя игровые манипуляции с красками на жидкости, в нашем случае на клейстере и пене для бритья, мы получаем невероятные рисунки. Довольно-таки нелегко предугадать результат работы, неизвестно как растечётся краска, в связи с этим, каждый лист «мраморной бумаги» получается неповторимым и оригинальным.

III.Заключительная часть

Самоанализ и рефлексия.

Использование в работе нетрадиционных приемов рисования, в частности, техники эбру, мне как педагогу, дает возможность развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников. Марморирование вызывает море позитивных эмоций у детей. Даже те дети, которые особо не испытывали тягу к изобразительной деятельности, с удовольствием создают волшебные узоры, полностью погрузившись в работу. При этом все происходит в непринужденной обстановке. Знания, приобретаемые дошкольниками, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачи совершенствования полученных умений и навыков, беспрепятственного перехода к овладению новыми нетрадиционными техниками в рисовании, использования необычных материалов для художественных работ.

В вводной части мероприятия были рассмотрены вопросы значимости нетрадиционных форм рисования в воспитании художественного вкуса и формировании эстетического восприятия окружающей действительности.

Слушателям представлена техника нетрадиционного рисования Эбру.

Таким образом, решалась задача расширения знаний и представлений педагогов о новых современных образовательных технологиях.

Во второй части мероприятия педагоги учреждений дошкольного образования ознакомились в двумя способами применения этой техники.

Так достигалось решение задачи повышения педагогического мастерства в методах и приемах формирования эстетического вкуса и творчества воспитанников.

В совокупности эти этапы мероприятия позволили повысить уровень творческого подхода педагогов в вопросах развития эстетического отношения детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования.

Во время мероприятия слушатели проявили интерес к теме рисования в технике Эбру и интерес этот сохранился до конца мастер-класса. Из чего можно сделать вывод, что цель была достигнута.

Для оценки мастер-класса прошу вас выбрать те смайлы, которые соответствуют вашему настроению и эмоциям, полученным на нашем мероприятии, и поместить их на магнитную доску.

– Очень понравилось, узнала много нового, буду использовать (смайл с поднятым вверх большим пальцем).

– Понравилось, очень полезно (улыбающийся смайл).

– Понравилось, частично знакомо (спокойный смайл).

– Не узнала ничего нового (грустный смайл).

Приложение 1

Памятка для педагогов

Рисование на клейстере.

Для работы нам необходимы будут неглубокие лотки, лучше прямоугольной формы. Можно использовать различную пластиковую посуду, тогда бумагу необходимо будет вырезать по форме вашей емкости.

  • Небольшое количество негустого клейстера с добавлением силикатного клея наливаем в миску (клейстер равномерно распределяем в емкости)
  • С помощью пипеток наносим разноцветные акриловые капли на поверхность жидкости. За счет разностей в плотности наших материалов, краски остаются на поверхности клейстера, не растекаясь по нему.
  • При помощи палочки водим по поверхности клейстера хаотично или же создавая какой-то узор.
  • Когда изображение на клейстере будет готово, прикладываем к нему лист плотной бумаги и слегка прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на листе. Обратной стороной палочки аккуратно проводим по периметру листа.
  • Аккуратно снимаем нашу работу и откладываем ее на несколько минут для впитывания краски в бумагу.
  • Линейкой осторожно снимаем с рисунка остатки клейстера.
  • Оставляем рисунок сохнуть.

Рисование на пене для бритья

Принцип рисования на пене для бритья тот же, что и при рисовании на клейстере. Основное отличие в используемом материале: пену для бритья мы наносим на край доски для лепки и при помощи пластиковой линейки разравниваем ее на поверхности доски тонким слоем.

Далее рисуем так же, как на клейстере.