Актуальные проблемы формирования экологической культуры у воспитанников в детских садах
№ 206
Гулюса КАМАЛОВА, Аниса ГАТАУЛЛИНА, Гулюза ИБАТУЛЛИНА,
воспитатели детского сада 132 г. Казани
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им адекватное восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Вопросы взаимодействия человека с природой, отношение к ресурсам биосферы всего планетарного сообщества в настоящее время остаются остро значимыми, поскольку экологические проблемы в мире не уменьшаются, общая ситуация на планете не улучшается. Это означает: человечество еще не научилось осознанно и правильно взаимодействовать между собой и с природой без ущерба для себя и планеты. Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете.
Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родным краем, родной страны. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину.
Где же всему этому могут научиться дети? В первую очередь, это конечно же, семья, но дошкольное образовательное учреждение тоже очень многое дает детям в плане социализации, познания мира, любви к окружающему миру и бережному отношению к нему!
В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст – это этап формирования основных нравственных и экологических мировоззрений ребенка. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к окружающему миру и это является фундаментом в воспитании экологической культуры.
Цель экологического образования дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели поставлены решить следующих задач:
– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
– развитие познавательного интереса к миру природы;
– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
– развитие чувства эмпатии к объектам природы;
– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
– формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
– формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
– формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:
- Игровая – вовлечение ребенка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
- Познавательная – активное участие ребенка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармоничного единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
- Трудовая – осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
- Художественно-эстетическая – гуманизация отношений ребенка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.
В качестве основных параметров роста следует указывать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с природой и следующие проявления экологической позиции личности:
– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой, преобразования большей их части в привычки ребенка;
– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое использование их;
– потребность в общении с представителями флоры и фауны, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, сочувствия к людям, природе;
– бережное отношение ко всему окружению ребенка;
– проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в креативной деятельности;
– проявление инициативы в решении экологических проблем микрорайона.
Старший дошкольник приобретает экологически ориентированный личный опыт за счет:
– наблюдения различных состояний природы, сопровождающихся пояснениями педагога;
– первоначальных оценок деятельности человека (на уровне хорошо – плохо);
– выполнения предложенных педагогом норм поведения;
– общения с представителями флоры и фауны и эмоциональных переживаний;
– эстетического наслаждения красотой природы и креативного воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;
– ощущения потребности в знаниях экологического содержания;
– бережного отношения к используемым предметам;
– наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению состояния окружающей среды и собственного участия в ней.
Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живучих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильное организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отнош ения.