Афганская  война  1979–1989  г.г:  опыт  восприятия

 

(Урок истории в 11 классе)

Игор ШОР,

учитель истории гимназии №102

г.Казани

 

Тип  урока.     Урок  открытия  нового  знания

Проблема  урока.  Как  воспринимать  на  сегодняшний  день  афганскую  войну?  Отвечала  ли  она национальным  интересам  СССР?  Была  ли  она

справедливой  для  нашей  страны?  Была  ли  афганская  война  авантюрой  или  купированием  реальных угроз?

Семинар.  Современные  подходы  к  организации  нравственно-патриотического  воспитания школьников.

Цель   урока:       Дать  оценку  афганской  войне  с  позиции  сегодняшнего  дня?

План  урока.        1.Ввод  советских  войск  в  Афганистан.

  1. Реакция  международного  сообщества  на  данное  событие.

3.Боевые  действия  40-й   армии  в  ДРА.

  1. Экономическая сторона  афганской  войны

5.Вывод  советских  войск  из  Афганистана.

 Методы  и  формы:  наглядный,  частично-поисковый,  дебатный

  Формы обучения:  индивилуальная, фронтальная

 

Образовательные  ресурсы:

Учебник.  Мединский  В.Р,  Торкунов  А.В  История   России.  1945 начало

21  века. – Москва:  Просвещение, 2023.–448 с

Интернет-ресурсы.  Воспоминания  участников войны.

Вводно-мотивационный   деятельность    учителя.  Учитель  называет  тему  урока,  знакомит проблемой  урока,  а  также  планом  урока.

                                   Этап  урока

   Учитель. Зачем нужно  изучать   данную  тему?

Ученики.  (Формируют  стартовую  мотивацию. Отвечают

на  вопрос  учителя).

  Учитель. (Учитель,  используя  интерактивную  доску,

рассказывает  про  ввод  советских  войск  в   Афганистан, о  том  как

принималось  решение  о  вводе  войск, какова  была  реакция  между-

народного  сообщества  на  данное   событие).

Надо  ли  было  вводить  войска  в  Афганистан?  Почему

было  принято  данное  решение ? Какая  задача  ставилась  перед  40-й

армией?  Был  ли  ввод  советских войск  нарушением  международного

права?

  Ученики.  (Ученики  обсуждают  данные  вопросы.  Ряд

учеников  высказались  за  ввод  войск, мотивируя  геополитическими

соображениями).

Афганистан – страна  горная  и  воевать  там сложно. Что  касается  нарушение  международного  права.  (Ряд  учеников  посчитали, что  СССР  нарушил   международное  право, обосновая  тем,  что  суверенитет  Афганистана  никто  не  нарушал,  в  стране  шла  гражданская  война.  Ряд  обучающихся  с  ними  не  согласились).  СССР  ввел  войска  согласно  международному  договору,  подписанного  с  Афганистаном, за  оппозицией  стояли    США  и ее  союзники.

Учитель. Насколько  эффективна  была  деятельность

40-й  армии  в  Афганистане?  Была ли  война    в  Афганистане  одной  из  главных  причин  распада  СССР?  Насколько  правильным   было  решение  горбачевского   руководства  вывести войска  из  Афганистана?

Ученики. Ученики  отметили  героизм солдат  и  офицеров

40-й  армии. Что  касается  перекрытия  афгано-пакистанской  границы   мнения  у  учеников  разделились.  Одни  считали,  что  перекрыть  границу

было  нереально,  другие  посчитали,  что  было  это  возможно,

Нужны  были  деньги  для  оборудования  границы  и  увеличения  воин-

ской  группировки.  Ряд  обучающихся  высказали  точку  зрения,  что

война  стала  одной  из  причин  распада  СССР,  но  не  главной.

Мнения  учеников  разделились,  что  касается  вывода  войск   из  Афга-

нистана.  Одни  посчитали,  что  выводить  войска  надо  было  исходя

из  той  ситуации,  которая  сложилась  к  тому  времени. Другие  пред-

положили,  что  какую-то  группировку  надо  было  оставить  в  стране.

Учитель. Нужно ли  пересматривать  оценку, что  война  в  Афганистане   была  несправедливой для  СССР, велась  она  против Афганского  народа?

Ученики.  (Большинство  учеников  еще  раз  отметили

героизм  советских  солдат  и  высказали  мнение,  что  в  свете  последних

событий    необходимо  пересмотреть  точку  зрения  народных

депутатов,   советские  солдаты  не  воевали  против  афганского

народа).  Советские солдаты   отстаивали  национальные  интересы  СССР  в  ДРА.

Заключительный  этап.

Учитель. Ввод  войск  в  Афганистан был  правильным  решением  советского  руководства.  Афганистан  является  южным  подбрюшьем  нашего  государства  и  нельзя  допускать,  чтобы  он  был  превращен  в  плацдарм  для  наступления  на  наше  государство.  СССР  проиграл  войну  из-за  того,  что  не  сумел  установить контроль  над  афганистано-пакистанской  и  афганистано-иранской  границами. Проиграл  битву за  умы  афганского  народа,  идеи  социализма  и  атеизма  здесь  не  пользовались  популярностью. СССР  не  нашел  себе  союзников  среди  оппозиции.