Путешествие в Математическое королевство

№ 174

(Занятие по  ФЭМП в подготовительной к школе группе)

Миляуша САБИРОВА,

воспитатель I квалификационной категории  детского сада №328   г. Казани

Цели и задачи:

обучающие:

– упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине;

– закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета;

– закрепить названий дней недели и их последовательность;

– учить объединять части в целое и устанавливать зависимость между целым и частями;

– закрепить названий дней недели и их последовательность;

развивающие:

– создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

– способствовать  развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

– воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы: успокаивающие упражнения перед занятием, игровой (использование сюрпризных моментов), наглядный (использование иллюстрации), словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), физкультминутка, решения проблемных ситуаций, поощрение: анализ занятия, сладкие призы.

Демонстрационный материал: «письмо», натуральный ряд чисел, портрет королевы из цифр.

Раздаточный материал: карточки с рисунками (например: бублик – 0, сачок – 1, лебедь – 2…),  карточки с изображением поезда и полоски для сравнения по длине, геометрические фигуры, лист бумаги.

Материал: рисунок коробки, разрезанный на несколько частей и коробка с конфетами.

Ход ООД

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)

Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Воспитатель (читает детям письмо). «Здравствуйте, ребята. Я – Королева математики услышала, что вы знаете цифры, фигуры; любите заниматься математикой. Поэтому я приготовила для вас подарок-сюрприз. Но чтобы получить его, вам необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути!».

Воспитатель. Ребята вы любите математику? Уверены в своих силах и знаниях? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда отправляемся в Математическую страну! Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня?

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Дети. Поезд.

Воспитатель. Как вы догадались, что это поезд? Ну что же, давайте, приготовим свой поезд – и в путь-дорогу…

Игра «Составь свой поезд!»

Воспитатель. На столе лежат карточки с изображением поезда и полоски. Составьте поезд из полосок от самой короткой до самой длинной.

Воспитатель. Составили? Скажите, пожалуйста, третий вагон какого цвета? Самый короткий вагон какого цвета? Самый длинный вагон какого цвета? и т.д.

А сейчас мы с вами посмотрим билеты и определим свои места в вагонах. (Воспитатель приглашает детей к заранее составленному вагону из стульев с номерами.) Ой, ой, что же случилось? Вместо номера в билетах какие-то рисунки нарисованы. Ребята, как же мы определим свои места? (Ответы детей.)

Игра «Угадай цифру!»

(Дети сопоставляют рисунки с цифрами, таким образом, определяют  номер билета, на котором они поедут.)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Королева оставила вам лист с рисунком, но это только часть рисунка. Не теряйте его. А теперь поехали! (Звучит музыка.)

Воспитатель. Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем.

Игра «Да-нет»

– В пустом стакане есть орехи?

– Снег идёт летом?

– У квадрата есть углы?

– Суп едят вилкой?

– Понедельник после вторника?

– Берлога у медведя на ветке?

– День рождения один раз в году?

– Сейчас зима?

– Сегодня пятница?

– На руке семь пальцев?

Воспитатель. Вы заработали ещё один лист. Молодцы!

Воспитатель. Первая остановка – станция «Королевская площадь». Ребята, посмотрите, пожалуйста, какой красивый портрет! Как вы думаете, чей это портрет? (Ответы детей.)

Игра «Найди знакомые цифры на рисунке»

(Дети по очереди показывают и называют цифры.)

Воспитатель. Вы справились с заданием и заработали ещё одну часть рисунка.

Воспитатель. Следующая остановка – станция «Задачкино». На этой станции нам предстоит решать следующие задачи.

Игра «Реши задачку!»

– Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

– 4 мышки грызли корку сыра. Подкралась кошка и схватила одну мышку. Сколько мышек продолжало грызть корку сыра?

– В пруду плавают старая утка и семь молодых уток. Сколько всего уток в пруду?

– Если курица стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?

– У мухи шесть ног, а у паука на две больше. Сколько ног у паука?

– Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

– У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги,  2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного?

– Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

Воспитатель. Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. Королева дарит вам ещё одну часть рисунка. Я вижу: вы устали, и вам необходимо отдохнуть.

Физкультминутка

В понедельник – я купался, (машут руками)

А во вторник – рисовал, (руками вверх-вниз)

В среду – долго умывался, (моют лицо)

А четверг – в футбол играл, (пинают мяч)

В пятницу – я прыгал, бегал,

Долго, долго танцевал. (кружатся)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (хлопают)

Воспитатель. Следующая остановка – «Геометрические фигуры». Ой, какой беспорядок! Что же случилось? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, давайте наведём порядок. Геометрические фигуры необходимо положить на свои места.

Игра «Положи фигуры на свои места»

(Ориентировка на листе бумаги. Воспитатель читает задания и дети кладут фигуры на указанную часть листа.)

Воспитатель. Молодцы, вот вам ещё одна часть рисунка.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математики». Хотите узнать, что приготовила вам Королева математики? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Составьте целый рисунок из частей, которые вы заработали во время путешествия. Что у вас получилось? (Коробка)

Воспитатель. Ребята, это – подарок королевы. Давайте её поищем. (Дети находят коробку и достают подарок.)

Воспитатель. Вы – большие молодцы, но нам пора. Давайте вернемся с вами в наш детский сад. Путешествие было интересным и полезным. Вам понравилось путешествовать? (Ответы детей.)