Экскурсия на Буинский железнодорожный вокзал

№ 173

(Организованноая образовательная деятельность в подготовительной к школе группе)

Светлана НУЖДИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Сказка» г. Буинска 

Ход занятия

Воспитатель. Добрый день, ребята! Я предлагаю, вам сегодня отправиться на экскурсию  на наш Буинский железнодорожный вокзал. Вы согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Но сначала, давайте вспомним и повторим правила дорожного движения и поведения в транспорте. (Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы! Правила, все вы помните, значит можно отправляться в путь! (Дети из окон автобуса наблюдают за городом и маршрутом. Они вместе с воспитателями и сопровождающими приехали на вокзал.)

Воспитатель. Вот мы с вами и прибыли в пункт назначения на наш железнодорожный вокзал. Площадь, на которой мы сейчас находимся, называется привокзальная. Посмотрите вокруг. Какая она?

Дети. Красивая, большая, широкая, просторная, ровная, асфальтированная.

Воспитатель. Что находится на привокзальной площади?

Дети. Автобусы, машины, места для стоянки такси. Места для посадки пассажиров, магазины, дома.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на здание вокзала. Это его городская сторона. Здание очень высокое, красивое, построено из красного кирпича, большие, высокие окна разной формы. Над центральной дверью здания расположены большие часы, чтобы пассажиры могли следить за временем отправления и прибытия. Перед тем как мы войдем в внутрь, повторим правила поведения на вокзале.

Дети. На вокзале очень много народа, можно потеряться, поэтому нужно  находиться рядом со взрослыми. Не бегать по вокзалу. Разговаривать тихо.

Воспитатель. Это самый большой и главный зал на вокзале. Называется он – зал ожидания. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети. Люди ожидают здесь поезда.

Воспитатель. Предлагаю вам пройтись по залу ожидания и познакомиться с тем, что еще могут делать здесь пассажиры и служащие.

На этом большом стенде расположено расписание отправления и прибытия поездов. Каждый пассажир, собираясь в дальнюю дорогу, прежде всего, заглянет на вокзал, чтобы посмотреть, каким поездом, в какое время ему лучше ехать. На расписании можно увидеть станции отправления и прибытия, номер поезда, число и время отправления, также посмотреть и номер пути, где стоят поезда. (Дети рассматривают проходящие поезда, вагоны, приветствуют проводников, пассажиров.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какие бывают поезда?

Дети. Грузовые (товарные) и пассажирские поезда.

Воспитатель. Правильно. А что перевозят грузовые (товарные) поезда?

Дети. Перевозят грузы – щебень, песок, уголь, зерно, нефть, бензин, бревна.

Воспитатель. А пассажирские?

Дети. Пассажирские перевозят людей.

Воспитатель. Скажите, кто управляет поездом?

Дети. Машинист.

Воспитатель. А кто обслуживает пассажиров в вагонах?

Дети. Проводник поезда.

Воспитатель. У проводников есть свои сигналы для машинистов поезда. Эти сигналы – флажки разного цвета: красного и желтого. Если свернутый жёлтый флажок проводники держат по направлению к двери, это сигнал, что можно отправляться: никто не опаздывает, от поезда никто не отстал, путь свободен. Если проводники высовывают красные флажки, это сигнал остановки – поезд отправляться не может ни в коем случае.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, как называется документ, без которого пассажира, не посадят в поезд?

Дети. Билет.

Воспитатель. А где можно купить  билет?

Дети. В билетной кассе.

Воспитатель. Правильно! Если нам нужно уехать недалеко, то мы купим билет в этой кассе. Какие сотрудники продают билеты?

Дети. Кассиры продают билеты.

Воспитатель. Хорошо, верно. А если нам нужно будет узнать какую-нибудь информацию, что нам делать. В этом случае, мы обратимся к дежурному по вокзалу. Дежурный по вокзалу очень внимательно относится к пассажирам и старается всем дать нужную информацию. (Дети приветствуют дежурного по вокзалу и дарят подарки.)

Воспитатель. А здесь окно полиции. (Дети рассматривают окно и приветствуют полицейского.) Сотрудник полиции отвечает за безопасность и спокойствие пассажиров. Он следит за порядком не только в зале ожидания, но и на улице у входа. Если случилась неприятность, нужно сразу обратиться в это окошко. Вам обязательно окажут помощь!

Воспитатель. Пройдёмте, ребята, вперед. У всех вокзалов есть два выхода. Один – в город, на площадь, а другой – на перрон, к железной дороге. Давайте вспомним, что такое перрон?

Дети. Это – асфальтированная площадка рядом с вокзалом, к которой приходят поезда.

Воспитатель. Осмотрите перрон. Какой он?

Дети. Длинный, широкий.

Воспитатель. Верно! А что делают на перроне люди?

Дети. Ждут поезда.

Воспитатель. На перроне пассажиры ожидают поезда. Мы с вами говорили о том, что необходимо соблюдать правила безопасности на перроне. Давайте их вспомним и  назовем.

Дети.

– Нужно быть очень внимательными и осторожными.

– Нельзя подходить к краю перрона близко.

– Нельзя сидеть на краю перрона.

– Нельзя играть на перроне.

– Нельзя перебегать и переходить  железнодорожные пути.

– Нельзя ходить по железнодорожным путям в наушниках.

Воспитатель. Молодцы! Обязательно нужно быть внимательными и осторожными.

Ребята, а вы знаете историю железнодорожной линии «Свияжск-Ульяновск»?

Дети. Нет.

Воспитатель. Расскажет нам об этом дежурный по вокзалу…

Дежурный по вокзалу. Линия железной дороги от станции Иловля (близ Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (близ Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск была построена в годы Великой Отечественной войны. Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада (рокада – дорога, идущая вдоль линии фронта).

Во время войны велось строительство железной дороги Свияжск-Ульяновск, протяженностью 202 км. В строительстве участвовало 31,5 тыс. человек. Дорогу построили в течение кратчайшего срока – 6 месяцев. Начали строительство в начале сентября 1941 г. окончательный срок был в сентябре 1942 г. А запустили первые эшелоны в феврале 1942 г. Строили железнодорожную линию демобилизованные по ранению фронтовики, подростки, пенсионеры, женщины. Жили в палатках, землянках в чистом поле. Некоторые спали прямо у насыпей и мостов. Работали от темна до темна в любую погоду. А питались скудно, траву с водой варили на костре. Хлеб выдавали очень редко. Основная техника — кирка, лом, лопата, тачка. Руки да спины. Но люди выжимали из «техники» все возможное. Примитивной была и технология строительства. Балласт ровняли лопатами, трамбовали ногами.

Эта дорога помогала во время войны перевозить боеприпасы, вооружение, горючие, продовольствие и медикаменты. Военные железнодорожники обеспечили фронт всем необходимым и сделали все для победы наших войск. В 1942 г. строительство железной дороги Свияжск-Ульяновск имело военное стратегическое значение для нашей страны и способствовало победе над фашисткой Германией.

В честь 70-летия строительства железнодорожного участка Свияжск-Ульяновск на станции Буа был установлен памятник её строителям. Памятник – свидетель доблести разных поколений: наших дедов и прадедов, отцов и представителей будущего поколения, кто свяжет свою судьбу с железной дорогой.

Воспитатель. Спасибо за такой увлекательный и интересный рассказ.

Дети. Спасибо.

Воспитатель. Скажите, как можно попасть на другую сторону? Ведь через железнодорожные пути переходить опасно.

Дети. Пройти через подземный переход.

Воспитатель. Я предлагаю вам пройти через подземный переход. Мы с вами быстро и безопасно, оказались на другой стороне.

Ребята! На этом наша экскурсия заканчивается. Вам понравилось?

Дети. Да, очень.

Воспитатель. Давайте еще раз посмотрим на здание нашего вокзала. В группе мы поделимся впечатлениями. А сейчас пора в детский сад.