Добрый дятел

№166

Конспект образовательной деятельности по звукопроизношению с детьми подготовительной к школе логопедической группы.

Светлана ИЛЮХИНА,

учитель-логопед детского сада № 6 «Звездочка» г. Азнакаево

Светлана ДРЫГИНА,

учитель-логопед детского сада № 6 «Звездочка» г. Азнакаево

 

Программное содержание:

Цель: Совершенствование владения речью как средством общения.

Коррекционные задачи: совершенствовать умение употреблять звуки «Д» и «Дь» в словах и фразах.

Образовательные задачи: систематизировать знания о согласных и гласных звуках; расширять активный словарь; формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте; формировать  представления об объектах окружающего мира.

Развивающие задачи: развивать  связную, грамматически правильную  диалогическую и монологическую речь – умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; совершенствовать фонематический  слух;  развивать воображение и творческую  активность;  развивать психические процессы — внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения — совершенствовать умение взаимодействовать  с взрослыми и сверстниками; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук,  усилители звука, стулья по количеству детей; предметные картинки; раздаточный материал: деревянные и пластиковые палочки, трубочки – для схематического изображения буквы.

Предварительная работа: беседы, рассматривание презентаций, слайдов, выполнение заданий mimio studio, Power point.

Планируемый результат: дети научились правильно выговаривать звуки Д и Дь в словах, фразах; умеют выделять звуки Д и Дь из потока согласных звуков; расширился словарный запас; у детей совершенствовался фонематический слух; сформировались предпосылки к обучению грамоте; сформировались  представления об объектах окружающего мира; развилось воображение и творческая  активность;  психические процессы — внимание, память, мышление слали намного глубже.

Ход занятия.

I часть – вводная. Дети входят в группу, встают полукругом вокруг логопеда.

II часть – основная. (Логопед предлагает прислушаться к звукам).

(Слайд № 1).

Логопед: — Ребята, прислушайтесь внимательно к этим звукам. Как вы думаете, кто может издавать такие звуки? (Ответы).

— Правильно, ребята, это дятел стучит по дереву. Посмотрите на дятла, какой он красивый, нарядный.

— Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком?
Пёстрый вид его приятен,
В красной шапке – это дятел.

— Для чего дятел стучит по дереву? (Ответы).

— Правильно, дятел ищет жучков и червячков под корой дерева, для того, чтобы прокормиться.

— Ребята, я предлагаю вам ненадолго превратиться в дятлов и попробовать издать такой же звук. Давайте все вместе изобразим дятла. Д – Д – Д…

Это были взрослые дятлы. Теперь изобразим маленьких птенцов: Дь – Дь – Дь…

— А сейчас садитесь на стулья, чтобы всем было удобно (дети садятся на стулья перед интерактивной доской). (Слайд № 2. Звучит «голос» дятла):

— Здравствуйте, ребята.  Я – Добрый  Дятел Тук-Тук  и хочу с вами поиграть. Вы согласны? … Ну, тогда начнем.

— Игра называется «Дразнилки». Повторяем чистоговорки, при этом правильно произносим звуки Д и Дь. (Слайд № 3).

Да – Да – Да, Да – Да – Да,

В огороде лебеда.

Ду – Ду – Ду, Ду – Ду – Ду,

Дети бегают в саду.

До – До – До, До – До – До,

Там увидели гнездо.

Ди – Ди – Ди, Ди – Ди – Ди,

Ты по луже не ходи!

Да – Да – Да, Да – Да – Да,

Ой! Холодная вода!

— Следующая игра называется «Я внимательный». Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Д, топните ногой, когда услышите слово со звуком Дь:

— Дом, дерево, дуб, дым, диплом, девочка, дорога, дятел, десять.

— Поиграем с мячиком. Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы возвращаете мне мяч и говорите много предметов:

— Дом – дома

Дерево – деревья

Диван – диваны

Дятел – дятлы

Подарок – подарки

Поделка – поделки

Садик – садики

Индюк — индюки

— Игра называется «Что лишнее?» (Индивидуальные ответы детей).

— Рома, подойди к  доске и скажи, какой предмет лишний и почему? (Слайд № 4 – дом, дым, дорога, дерево, слайд № 5 –радуга, ягода, дыня, кеды).

— А теперь поиграем с пальчиками (Слайд № 6).

На поляне дом стоит. (Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша»).

Ну, а к дому путь закрыт.  (Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы  вверх — «ворота».)

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу).

В этот домик приглашаем. (Хлопаем в ладоши).

— Ребята, я вам прочитаю стихотворение. Вы смотрите на картинки и постарайтесь запомнить  это стихотворение (Слайд № 7 — мнемотехника).

-Дятел носом-долотом
Дуб долбил и строил дом.
Деревянный, тёплый дом,
Долго жить он будет в нём!

(На столе лежат предметные картинки, логопед предлагает подойти к столу).

— Ребята, поиграем в игру  «Подскажи словечко». Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки Д и Дь. Покажите свои картинки.

— Хорошо. А теперь поиграем в «Жадину». Каждый ребенок называет свое слово и добавляет слова «мой», «моя», «моё», например: «Мой дом, моя деревня, мое дупло» (индивидуальные ответы детей).

Физминутка «Добрый жук». Выполнение движений в текст песни.

(дети подходят к столу с предметами).

— Буква есть одна такая,

Нам она напомнит дом.

Крыша тоже есть простая,

Буквой «Д» её зовем.

— Ребята, на столе лежат разные предметы. Выберите любой предмет и выложите из него букву Д.

III часть – заключительная.

— Ребята, вы сегодня познакомились со звуками Д и Дь, буквой Д, узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось на занятии? О чем вы расскажете дома своим родителям? (Ответы).