Мы вместе: детский сад и семья
№164
(Проект работы по взаимодействию с родителями)
Гелуся ДАВЫДОВА,
старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны
Вид проекта: открытый, практико-ориентированный, коллективный.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-май).
Объект проекта: педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет проекта: содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: администрация, педагоги ДОУ, родители.
Условия реализации проекта: наличие теоретических знаний и практических умений и навыков у педагогов, активное сотрудничество педагогов, детей и родителей в разных видах деятельности, регулярность и систематичность работы.
Актуальность. Сегодня взаимодействие ДОУ и родителей является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесномсотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
В современном мире родителей можно разделить на несколько категорий: часть родителей требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, но при этом хотят видеть результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребенка; другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени; и только небольшая часть семей активно сотрудничают с детским садом.
На мероприятия информационного характера родители ходят без особого желания, тогда как на мероприятиях развлекательного характера посещение родителей бывает достаточно высоким.
В наше время, когда каждый родитель знает, что такое рейтинг образовательной организации, когда любую информацию можно вычерпнуть из средств массовой информации, и любой родитель может все, чем он недоволен, выложить для всеобщего обозрения в сети интернет (причем, чаще пишут недовольства), очень важно, чтобы довольных, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных и воспитательных услуг дошкольным образовательным учреждением, было больше. И, как следствие, будет больше родителей, желающих привести своего ребенка в данный детский сад.
Одной из задач современного дошкольного образования является взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Именно поэтому и актуален данный проект работы с родителями: детский сад должен быть открыт для семьи, родитель должен знать, что происходит в детском саду, необходимо каждому родителю обеспечить возможность знать и видеть, чем живет и как развивается его ребенок.
Проблема. Многие современные родители являются постоянными участниками виртуальных сайтов, групп, в которых идет бурное обсуждение вопросов организации работы детских садов. Обсуждению, как правило, подлежат вопросы не очень лестного содержания; и эта информация, воспринимаемая из разных источников, не помогает им получить достоверной картины по следующей причине: они слишком общие, не касаются лично их ребенка. Это приводит к тому, что родители начинают видеть только негативную сторону работы своего детского сада.
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект по повышению конкурентоспособности детского сада «Мы вместе: детский сад и семья».
Цель: повышение удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных и воспитательных услуг ДОО родителями через активное информирование и взаимодействие.
Задачи:
— обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации; обеспечение различных заинтересованных групп пользователей достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательной организации;
— наличие возможности развития творческих способностей и интересов воспитанников, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных мероприятиях;
— увеличение доли получателей образовательных услуг, удовлетворённых качеством дошкольного образования;
— психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка;
— организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОО и родителей дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
— установление сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и семьей;
— формирование воспитательных умений родителей и направление их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
— ориентация родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семьи.
Ресурсы обеспечения проекта:
организационные: деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, Годовым планом и планом реализации проекта;
информационные: научно-методическая, художественная литература; средства массовой информации; ресурс Интернета;
материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр;
кадровое обеспечение проекта: заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель (по обучению тат.яз.), воспитатели групп, родительский коллектив.
№ | Должности | Функционал в проекте |
1 | Заведующий ДОУ | Руководитель проекта, идейный организаторРуководит проектом, определяет состав творческой группы; цели, задачи реализации проекта. Планирует, координирует и контролирует работу педагогов, определяет функциональные обязанности каждого члена команды при реализации проекта. Отвечает за материально- техническое, финансово – правовое обеспечение проекта |
2 | Старший воспитатель | Разработчик проекта. Непосредственный участник проектаОрганизация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка
Осуществляет методическое руководство деятельности творческой группы, обеспечивает проведение всех запланированных мероприятий в рамках проекта. Оказывает методическую помощь педагогам в определении содержания, подборе форм, методов, средств для решения поставленных задач. Анализ, контроль реализации этапов проекта. Сбор практических и методических материалов |
3 | Педагог-психолог | Непосредственный участник проектаОсуществляет психологическое сопровождение проекта, проводит просветительскую работу среди родителей, организует процесс мониторинга результатов реализации проекта. Проводит анкетирование, анализирует, составляет итоговые справки
Помогает родителям при подготовке детей к участию в городских и республиканских интеллектуальных конкурсах. Проводит индивидуальные консультации |
4 | Музыкальный руководитель | Непосредственный участник проектаМетодическая поддержка по организации и проведению культурно-массовых мероприятий для родителей, создание музыкальной копилки, разучивание песен, хороводов, элементов танцев; готовит детей для участия в концертах и конкурсах, проводит мастер-классы. Проводит индивидуальные консультации |
5 | Инструктор по физической культуре | Непосредственный участник проектаМетодическая поддержка по организации и проведению спортивно-массовых и спортивно-развлекательных мероприятий с детьми с участием родителей. Проводит индивидуальные консультации |
6 | Воспитатель (по обучению татарского языка) | Непосредственный участник проектаОрганизует мастер-классы с родителями по обучению детей татарскому языку. Проводит национальные праздники с приглашением родителей. Организует экскурсии в музей. Проводит индивидуальные консультации |
7 | Воспитатели групп | Непосредственные участники проекта.Проводят индивидуальные консультации, групповые родительские собрания, участвуют в проведении общих собраний. Оказывают помощь в проведении анкетирования, в сборе необходимой по проекту информации. Проводят практические лектории и мастер-классы по плану. Обеспечивают участие родителей во всех мероприятиях |
8 | Родительский коллектив | Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов; активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий |
Ожидаемый результат со стороны детского сада:
— в детском саду создана система комплексной работы с родителями;
— обобщен опыт семейного воспитания;
— создан положительный эмоциональный микроклимат при взаимодействии с родителями;
— сформированы доверительные, партнерские отношения в системе: «родители, дети, педагоги»;
— увеличилось количество и результативность конкурсов, которые проходят с согласия и участия родителей;
— повысился рейтинг детского сада в микрорайоне.
Ожидаемый результат со стороны родителей:
— повысилась компетентность в вопросах воспитания и развития детей;
— обобщен опыт семейного воспитания;
— найдено взаимопонимание в общении с педагогами;
— налажен тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
— активизирована деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении: узнали не только о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принимают активное участие в жизни группы, в различных конкурсах, выставках;
— повысилась степень удовлетворенности качеством образования в ДОУ;
— знают, что все вопросы и проблемы решаются после обращения к воспитателям или заведующему, а не в вышестоящие инстанции;
— помогают воспитателям в организации среды группы и территории.
Ожидаемый результат со стороны педагогов:
— накоплен, систематизирован и обобщен опыт работы с родителями;
— подготовлен материал для участия в методических конкурсах;
— установлены доверительные, доброжелательные отношения при взаимодействии с родителями;
— предложения педагога по благоустройству территории, созданию РППС, участию в различных проектах встречают одобрение со стороны родителей;
— увеличена результативность участия детей в региональных, городских конкурсах, что является необходимым условием для аттестации педагога на квалификационную категорию;
— повысилась степень удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.
Этапы реализации проекта:
1-й этап – организационно-подготовительный (октябрь)
— выбор темы, определение задач проекта, поиск проблемы, разработка нормативно-правовой базы;
— создание творческих групп из педагогов ДОУ для работы по проекту;
— сбор и изучение необходимой информации;
— разработка мероприятий с родителями;
— проведение анкетирования родителей.
2-й этап – основной (ноябрь-март)
— апробирование и внедрение проекта;
— консультирование педагогов по вопросам проведения мероприятий по реализации проекта;
— совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
— пропаганда педагогических знаний и информированность родителей в результатах детского сада.
3-й этап — информационно – результативный (апрель-май)
— подведение итогов;
— анализ результатов проекта;
— обобщение опыта работы педагогов;
— презентация результатов проекта на педсовете и общем родительском собрании;
— разработка проекта с учетом ошибок на следующий учебный год.
Формы работы с семьей
Родительские собрания в группах | Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы |
Общие родительские собрания в ДОУ | Задача: обсуждать с родителями возникающие проблемы, совместно находить правильные ответы; информировать о жизни детского сада, содействовать администрации ДОУ в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников; в защите законных прав и интересов воспитанников |
Общие родительские конференции, лектории | Задача: оказывать помощь родителям в изучении и улучшении условий воспитания детей в семье, пропаганде среди родителей положительного опыта семейного воспитания; обучать практическим навыкам для организации игровой и познавательной деятельности в семье |
Адаптационная группа для детей раннего возраста | Задача: обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ |
Газета для родителей | Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, предлагается игровой материал для семейных игр |
Фотоальбом «Давай познакомимся» | Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад.При первом посещении родителям предлагается для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде |
Фотоальбом «Моя семья» | Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи |
Стенд «Добрые дела наших родителей» | Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. |
Мини-библиотека | Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям; выдача интересующей литературы для прочтения дома |
«Встреча с интересными людьми». | Задача: родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях; воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей |
«Семейная мастерская» | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки) |
Анкетирование | Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения |
Информационные общие стенды | Задача: информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду; об услугах в ДОУ |
WhatsApp—группы «Наш день» | Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе через рассылку информации и фотографий, предварительно получив письменное согласие родителей на фотосъемку |
Направление работы по проекту
№п/п | Направление работы | Преследуемые цели | Формы работы |
1 | Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, родительские собрания, консультации |
2 | Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ | Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
3 | Обучение родителей практическим умениям и навыкам | Овладение практическими навыками | Открытые занятия, консультации, досуги, практические лектории и др. |
Тематический план
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный | |
1-й этап – организационно-подготовительный | Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения | С родителями:«Знаете ли вы своего ребенка?» – анкетирование;
«Мой ребенок и его индивидуальные особенности» – анкетирование; «Чего я жду от детского сада» – анкетирование; «Семейные традиции и нормы» – анкетирование; «Почта доверия» – акция
|
оОктябрь | Выявлены родительские запросы, интересы, пожелания при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУВнесены изменения в список кружков дополнительного образования
Родители пишут все свои проблемы, недовольства в анкетах и «Почту доверия», меньше жалуются в управляющие органы |
Заведующий, старший воспитатель | |
С педагогами:Выбор темы, определение задач проекта, поиск проблемы
Разработка нормативно-правовой базы Создание творческих групп из педагогов ДОУ для работы по проекту Составление перспективного плана мероприятий Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий |
Составлен проект «Мы вместе: детский сад и семья»Педагоги проводят мероприятия с родителями согласно перспективному плану, составленному с включением всех возрастных групп | |||||
2-й этап – основной Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями
|
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, повысить педагогическую культуру родителей, привлечь к активному участию в воспитательно-образовательном процессеНаучить родителей самостоятельно решать возникающие проблемы
|
Работа с родителями:Обработка полученной информации
Проведение родительских собраний в группах Проведение общих собраний Проведение родительских практических лекториев, конференций Оформление папок-передвижок Выставки творческих работ детей и родителей в холле ДОУ (ко Дню матери, Новому году) Консультации, индивидуальные беседы Индивидуальные консультации по запросам родителей Проведение развлекательных мероприятий с родителями, посвященных календарным датам «Дружба живет среди нас» – день открытых дверей, просмотр организованной образовательной деятельности «Молодецкие игры» – спортивные соревнования с участием пап (февраль) «Вместе с мамой веселимся» –спортивные развлечения с мамами «Наши мамы всегда на все руки мастера» – выставка поделок (март) «Моя семья» – конкурс-презентация (апрель): выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления Выставка творческих работ детей и родителей, посвященных Дню Победы Оценка эффективности деятельности (май, анкетирование) Детские конкурсы интеллектуального и художественно-творческого характера Адаптационная группа для детей раннего возраста Газета для родителей Фотоальбом «Давай познакомимся» Фотоальбом «Моя семья» Стенд «Добрые дела наших родителей» Мини-библиотека «Встреча с интересными людьми» Анкетирование Информационные общие стенды WhatsApp-группы «Наш день» |
Ноябрь — март | Родители посещают мероприятия, проводимые для нихДостигнуто понимание между родителями, детьми и педагогами
Выросла педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания детей Организованы большие выставки родительских работ в холле ДОУ Родители изучили свою генеалогию для того, чтобы создать генеалогическое древо Дети принимают участие в различных конкурсах совместно с родителями |
Педагоги ДОУ, родители | |
Установить доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми | С педагогами:Апробирование и внедрение проекта
Консультирование педагогов по вопросам проведения мероприятий по реализации проекта Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей Пропаганда педагогических знаний и информированность родителей в результатах детского сада |
Повысилась методическая компетентность педагогов в работе с родителямиПедагоги подготовили практические материалы для участия в конкурсах | ||||
3-й этап – информационно — результативный | Повысить ответственность родителей за выполнение ими конституционных обязанностей по воспитанию детей | С родителями:Оценка эффективности реализации проекта
Выходное анкетирование Индивидуальные беседы с родителями Учет участия родителей в различных мероприятиях: наблюдения; беседы итоговое общее родительское собрание с выступлением родителей «Из опыта семейного воспитания» |
май | Повысился уровень активности родителей, психолого-педагогической культуры, удовлетворенности работой образовательного учрежденияПовысился рейтинг детского сада в микрорайоне | Администрация, педагоги | |
Документально оформить и подготовить проект к защите | С педагогами:Подведение итогов
Анализ результатов проекта Обобщение опыта работы педагогов Разработка проекта с учетом ошибок на следующий учебный год Заполнение листов самооценки по реализации проекта Защита проекта на педагогическом совете и общем родительском собрании |
Повысилось качество предоставляемых образовательных и воспитательных услугОбобщен опыт работы в виде аналитических справок, конспектов ООД, консультаций, родительских собраний
Педагоги принимают участие в различных конкурсах |
||||
Практическая значимость проекта. Сотрудничество ДОУ и семьи, изменение содержания, форм сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями.
Перспективы дальнейшей работы. Создание сплоченного коллектива детей, родителей, сотрудников ДОУ. Привлечение родителей к совместной работе. Профессиональное совершенствование педагогов.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых ДОУ.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы, готовность к презентации собственного семейного воспитания.
- Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Повышение показателей освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
- Повышение уровня развития профессиональных компетенций педагогов в поддержке семейного воспитания.
- Положительное общественное мнение о воспитании дошкольников в ДОО.