Социальное партнерство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров

Гульсия ЗИГАНГАРАЕВА,

преподаватель истории и обществознания I квалификационной категории Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Г.Тукая
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является поиск и установление  прочных взаимовыгодных связей с предприятиями  и организациями, разработка  эффективной системы подготовки кадров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это определенный образ взаимодействия образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, территориальными органами управления, нацеленного на наибольшую реализацию интересов всех участников этого процесса.

Для развития нашего техникума проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому другому учебному заведению, важно создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями. Подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.

В нашем учебном заведении создана система социального партнерства, которая является составной частью программы развития техникума. Цель социального партнерства для техникума заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения – подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

Чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятия.

Для того чтобы предприятия сельского хозяйства не испытывали нехватки высококвалифицированных кадров, требуется создать такую систему подготовки специалистов, которая привлечет в аграрные образовательные учреждения молодых людей, заранее определившихся с выбором своего профессионального пути. Акцент должен быть сделан на молодежь, желающую работать в сельском хозяйстве, стать конкурентоспособными специалистами, умеющими и желающими организовать эффективное производство сельскохозяйственной продукции, обустроить село, создать условия для труда и отдыха своего окружения. Соответствующим образом следует выстраивать профориентационную работу среди сельских школьников. Мотивация молодых людей повышается благодаря рыночным процессам. Чем быстрее улучшаются условия труда в сельском хозяйстве (заработная плата, социальные гарантии, престиж), тем больше успешных выпускников школ принимают решение получить образование и найти работу в сельском хозяйстве. Проблема обеспечения сельского хозяйства конкурентоспособными специалистами является важной и напрямую влияет на дальнейшее социально-экономическое развитие республики Татарстан. Переход экономики страны и отдельных регионов от сырьевой модели к инновационной невозможен без повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, инфраструктуры отраслей, социальной сферы. Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики, и не в последнюю очередь это касается именно квалифицированных рабочих.  Качество подготовки специалистов во многом определяется набором тех дисциплин, которые они изучают. Система обучения должна строиться на активном сочетании теории и практики. Мало прочесть учебник — необходимо увидеть глазами, потрогать руками, отточить движения до автоматизма, и, наконец, перенять опытных специалистов.

Важными партнерами нашего техникума является ООО «Тукаевский», ООО «Тан», ООО «Кушар», ООО «Ленин» Атнинского района. На базе данных предприятий проходит учебная и производственная практика, проводится внеаудиторная работа (выставки сельскохозяйственной техники, семинары). Уже не один десяток лет данные предприятия специализируются на выращивании крупного рогатого скота, занимают лидирующее положение по надоям молока, выращиванию зерновых.

Базовым хозяйством нашего техникума является ООО «Тукаевский». На территории ООО «Тукаевский» создан животноводческий комплекс. Современное оборудование и техника, специалисты с большим опытом работы помогают повысить качество профессиональной подготовки выпускников нашего заведения в рамках профессиональных компетенций. Заключив с учебным заведением соглашение, предприятие дает возможность нашим обучающимся приобрести практический навык работы на современной сельскохозяйственной технике, на автоматизированных системах по переработке навоза. Уже стало традицией закрепление за практикантами опытных наставников, что дает хорошие результаты прохождения практики и положительные отзывы обучающихся при подведении итогов. Хотелось бы отметить, что многие выпускники нашего техникума  являются лучшими сотрудниками данных предприятий.

Уже не один выпускник нашего техникума  пополнил ряды водителей ООО «Тукаевский». Оснащенные мастерские, современные тракторы и комбайны доступны нашим студентам для обучения. Взаимодействие техникума с данным предприятием предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в техникуме обучающийся овладевает основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки должна проходить непосредственно на рабочем месте, на базе предприятий и включать в себя три основных компонента:

1) учебную практику (практические и лабораторные занятия);

2) производственную практику;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы).

Социальное партнёрство стало естественной формой существования, которое открывает для нашего техникума следующее дополнительные возможности:

– упрощается доступ к информации о рынке труда;

– обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;

– упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;

– открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;

– расширяются возможности трудоустройства выпускников;

– появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с  новейшими типами оборудования и технологическими процессами.

Выстроенная система социального партнерства постоянно совершенствуется и коллектив техникума постоянно ищет новые пути совместной работы.

С 2016 года наш техникум стал ресурсным центром. Кабинеты и лаборатории оснащены современными наглядными, учебными средствами. Все это помогает ресурсному центру подготовить  конкурентоспособных, высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Республики Татарстан.

В 2019/2020 учебном году наши студенты активно участвовали в чемпионате WorldSkills. Четыре студента хорошо выступили в зональном туре и прошли в региональный этап. В компетенции «Ветеринария» студентка IV курса Ксения Петухова заняла I место, а Валерия Маркиданова III место. По компетенции «Выпечка осетинских пирогов» студентка I курса  Адиля Хамидуллина заняла III место. Адиля продемонстрировала профессиональные умения и навыки в приготовлении осетинского пирога.

В 2020/2021 учебном году на финальном соревновании  национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Россия Ксения Петухова заняла III место. Это огромный успех для нашего техникума.

Студенты выпускных групп по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Ветеринария», по профессии «Повар, кондитер в прошлом учебном году сдали демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. Они показали все свои знания, полученные в техникуме. В этом учебном году помимо этих специальностей демонстрационный экзамен будут сдавать выпускники специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Надо помнить, что исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело и зависит её благосостояние. В решении этой проблемы  ключевая роль принадлежит аграрному образованию.