Воспитание поликультурной личности дошкольника через музейную педагогику

№ 162

Гульнар ХАБИБУЛЛИНА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детског сада №8 г. Казани

Екатерина ИВАНОВА,

учитель-логопед I квалификаөионной категории детского сада №8 г. Казани

Махабат ШАКИРОВА,

воспитатель детского сада №8 г. Казани 

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии др  [3, c.204] .

В своей практике работы в дошкольной организации для воспитания поликультурной личности дошкольника, мы часто прибегаем к музейному уголку детского сада, где представлен быт народов Поволжья, а именно татар, русских, чуваш, марийцев, башкир и др.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея детского сада. Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Деятельность с детьми состоит из трех этапов:

  1. Экскурсионный этап. Надо помнить, что особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях обязательно нужно использовать  вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации.
  2. Поисково-собирательский этап. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Широко используем элементы продуктивной  деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Изготавливаем предметы быта народов Поволжья ( из глины, из гипса, по техники папье-маше, декупаж, аппликация и т.д.)
  3. Экспозиционный (оформительский) этап. Выставление работ, оформление, монтаж экспозиций. Выявление дизайнерских способностей детей, умение творчески мыслить.

Выше перечисленные этапы идут в разрез с деятельностью музейных служб, так как у них изначально идет поисково-собирательский этап, далее экспозиционный, и экскурсионный в конце. Мне пришлось  передвинуть этапы, что обусловлено тем, что первоочередной задачей стало ознакомление детей дошкольного возраста с понятием «музей». Поэтому экскурсионный этап в моей работе стоит первым. Далее они знакомятся с понятием музей, отвечают на вопросы: что представлено в музее? где можно увидеть представленные экспонаты в реальной жизни? для чего нужен музей? Ответив на эти вопросы, ребенок движется дальше. Он ищет предметы, быта, одежды, литературы в повседневной жизни или изготавливает их с помощью взрослых, что формирует второй этап — поисково-собирательский и выставляет  в музее детского сада.

Экспозиции у нас всегда трансформируемы, вариативны, полифункциональны, что представляет собой экономию времени и материалов, и доступны всем участникам образовательного процесса (экспозиции «Народные куклы», «Обереги народов Поволжья», глиняное искусство, «Народный костюм», « гостинцы», «Украшения»…). В процессе работы над той или иной экспозицией дети узнают очень много не программного материала, фольклор народов Поволжья, что делает деятельность детей более увлекательной и интересной.

На всех этапах учитываются возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования – важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации. Так, в детском саду мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий — внешний вид педагога, его голос, интонации, и т.д.).

При проведении музейного урока или занятия урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие занятия игровых моментов, необходимы физкультпаузы.

Неоценимую помощь в ознакомлении с большой и малой Родиной оказывает мини-музеи групп, экспонаты условно поделены на разделы «Мой город», «Моя республика», «Моя Россия». Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги нашего детского сада воспитывают у детей интерес к родному краю и культуре народов населяющих нашу республику.

Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея «Калейдоскоп», которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства.

Создание этой художественной галереи в детском саду помогает нам систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволяет сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность. Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках.

Нужно отметить, что процесс освоения человеком традиций своего народа, других народов  художественной культуры – сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях детского сада дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Ребенок, полюбив и освоив музейное пространство, становятся  в старшем возрасте наиболее благодарным и восприимчивым посетителям музейных выставок и культурных событий в узком понятии, а в широком – становится личностью, которая способна воспринимать, уважать, понимать культуру  и традиции других народов, наций.

Музей сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002, с. 151.
  2. Научно-методический электронный журнал Гончарова О.В., Шапарь М.Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. С. 37.
  3. Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. – М., 2005, с. 204.
  4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. – Ижевск, 2007.