Геймификация учебного процесса путём использования бесплатной учебной игровой онлайн платформы Classcraft

№ 162

Айдар КАМАЛОВ,

учитель английского языка лицея-интерната № 2 г. Казани

Известно, что в современной образовательной среде наблюдается повышение интереса к геймификации (игрофикации) уроков с целью большей мотивации учащихся к учёбе. Существуют учебные игровые онлайн платформы, на основе которых можно выстраивать уроки. Однако применение в школах таких платформ в образовательной среде РФ встречается редко. В данной статье я поделюсь опытом использования одной из таких бесплатных онлайн платформ – Classcraft. За два года её использования она позволила мне полностью геймифицировать уроки. Стоит отметить, что для выстраивания уроков на основе подобных платформ необходимо быть уверенным пользователем компьютерной техники и сети «Интернет». Далее я опишу, каким образом работает платформа Classcraft.

Учитель создает на сайте класс, добавляет туда своих учеников, делит учеников на две команды. На первом уроке учитель должен показать ученикам видео с инструкцией, либо объяснить правила игры. После чего ученики на уроке придумывают название для своей команды, выбирают герб. Каждый ученик должен выбрать свой “класс”, как в некоторых компьютерны играх: маг, воин или целитель. У каждого “класса” есть свои сильные и слабые стороны, есть свои способности (об этом чуть ниже). Также ученики выбирают внешность своего персонажа.

Ученики за определенные действия на уроке получают от учителя вознаграждение в виде очков опыта. Список таких вознаграждаемых действий включает, например, правильный ответ, активность, помощь соседу на уроке, активную работу в группе, готовность к уроку, помощь учителю после урока (этоn список можно дополнять и изменять). После получения определенного количества очков опыта у учеников повышается уровень, и с повышением уровня они могут изучать новую способность. У каждого класса, как я указал выше, свои способности, и ученики могут использовать свои способности на уроке. Использование способностей расходует определенное количество очков действия (мои ученики называют очки действия “маной” – аналог из компьютерных игр). Способности могут быть, например, следующие: возможность попросить подсказку от учителя во время теста, возможность допустить во время пересказа текста три ошибки (вместо двух), восстановление членам команды “маны”, возможность “вылечить” “раненого” члена команды.

Очки жизни можно потерять за определенные действия, которые не приветсвуются на уроке. Например, за отсутсвтвие или неполное выполнение домашнего задания, за излишний шум на уроке, за пассивность во время групповых заданий (список можно дополнять и изменять). Как только у ученика кончаются очки жизни, его ждёт наказание, которое учитель сам определяет (я даю текст для пересказа).

С получением нового уровня ученики получают возможность не только изучать новые способности, но и менять внешность своего персонажа. Например, получают новую шляпу, новую обувь, питомца и так далее.

Возможно, всё вышеописанное не выглядит чем-то интересным, но на практике это в разы повышает интерес к урокам у учеников. Для некоторых учеников очки опыта даже более сильный мотиватор на уроках, поскольку их мало заботят реальные оценки.

Выше я описал лишь базовые функции учебной игровой онлайн платформы Classcraft. Classcraft позволяет выстроить урок в виде квеста: выполняя задания в учебнике, ученики передвигаются по виртуальной карте, приближаясь таким образом к финальной точке. Также есть и другие функции, однако я их не использую, поскольку они платные.

Стоит отметить, что за годы использования платформы Classcraft успеваемость моих учеников повысилась. Но, возможно, более значимым показателем эффективности использования данной игровой платформы является положительный отзыв родителей на родительских собраниях. Ученики им рассказывают о нашей игре и о том, какого уровня они достигли и какими способностями теперь обладают.