Составление описательного рассказа с опорой на схему
№ 161
(Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе)
Ирина НИКОНОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Светлана ШЕРНИНА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Цель: развивать способности составления описательного рассказа от первого лица с опорой на схему.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– активизировать и закреплять словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;
– упражнять в падежном управлении (закрепление правильного употребления предлогов);
– упражнять в образования сложных слов-признаков;
– упражнять в употреблении творительного падежа имен существительных;
– формировать у детей умение самостоятельной работы с мнемосхемами;
коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление;
– развивать слуховое внимание;
– развивать диалогическую речь;
– развивать умение подбирать рифму к словам;
коррекционно-воспитательные:
– воспитывать у детей бережное отношение к зимующим птицам;
– стремление заботиться о них.
Материал и оборудование: коллекция зимующих птиц из папье-машье, мультимедийное оборудование, экран, интерактивная авторская презентация «Зимующие птицы» с мнемосхемами.
I. Оргмомент.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела.
II.Сообщение темы занятия.
Повторите цепочку слов
ТЕТЕРЕВ – КЛЁСТ – СНЕГИРЬ – ГОЛУБЬ
Подберите обобщающее слово. (Чем они похожи?)
Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах
III.Падежное управление.
Игра «Кто, где находится»
Как много птиц прилетело. Посмотрим, кто, где разместился?…
(Снегирь сидит на ветке. Голубь притаился под деревом. и т.д)
IV.Развитие логического мышления.
-А каких птиц мы никогда не увидим в городском парке и почему?
(глухаря и клеста)
V.Упражнение в словообразовании.
Игра с мячом «Образуй признак, договори предложение»
— Поиграем в игру «Образуй признак, договори предложение»
У сороки белые бока, значит она… БЕЛОБОКАЯ сорока.
У снегиря красная грудь — он…КРАСНОГРУДЫЙ снегирь.
У синицы желтая грудь — она …
У воробья короткие лапы — он…
У дятла красная голова — он…
У поползня короткий хвост- он…
У совы круглая голова — она …
У вороны длинный клюв, значит — она …
— Молодцы, ребята, присядем, отдохнем (ДЕТИ СЕЛИ)
VI.Практическое усвоение творительного падежа имён существительных.
Развитие диалогической речи.
Игра «Беседа с вороной»
Появляется ворона
ВОРОНА
— Кто сказал длинноклювая ворона? Чем обидные слова говорить лучше бы угостили чем-нибудь. Нам птицам нелегко зимой приходиться!
Воспитатель: Не волнуйся, воронушка, у нас всегда для птиц есть угощение. Мы заботимся о птицах.
ВОРОНА
— Как вы заботитесь о птицах?
Ответы детей. ( Мастерим кормушки для птиц, кормим птичек)
— А чем вы кормите птиц?
Ответы детей (Птичек мы кормим …овсом, пшеном, просом, семечками, семенами дыни, тыквы, кабачка.
Синичек мы кормим несоленым мясом, салом.
Воробьев можно покормить картошкой и просом.
Голубя, ворону и галок несолеными хлебными сухариками.)
Воспитатель: Вот и тебе семечки.
ВОРОНА:
Спасибо за угощение! А я вам подарю волшебное перо. С его помощью вы можете научиться понимать птичий язык. Вот вам перо.
VII. Развитие речи. Составление описательного рассказа по мнемосхеме от первого лица.
Воспитатель: Вот вам перья переведите, о чём говорят две птички. А помогут вам подсказки схемы.
Мальчик и девочка составляют описательный рассказ о птице от первого лица.
Физминутка «Угадай по голосу»
Гость из леса прилетел,
Удивить он нас хотел.
Дятел сел на толстый сук,
Клювом постучал: «Тук- тук!»
К нам ворона прилетела,
На большую ветку села.
Её знает,млад и стар.
Прокричала: «Кар-кар-кар!»
Скачет серый воробей,
Он зовет своих друзей,
Всем делиться он привык,
Прочирикал: «Чик-чирик»
VIII. Формирование умения самостоятельно работать с мнемосхемами
ВОРОНА:
— Замечательные стихи о птицах! Так люблю поэзию. Я и сама стихи сочиняю. Я буду сочинять стихи, вы помогите подобрать мне рифму.
Сидит на ветке воробей,
Старушка кормит …голубей.
Синичка песенки поёт,
Кормушку Ярослав … несёт.
ВОРОНА:
— Отличное получилось стихотворение. Только боюсь, я его не запомню. Что делать?
Советы детей.
— Стихи надо записать, составить схемы подсказки.
ВОРОНА:
Давайте попробуем.
Дети составляют мнемодорожки
ВОРОНА:
— Отлично! Я все поняла с вашими схемами. Теперь по моей схеме прочитайте стихотворение.
Мнемодорожки на экране
Несёт кормушку воробей.
Синичка кормит голубей.
Старушку Ярослав несёт.
Ветка песенки поёт.
Дети: Ворона, ты перепутала слова и потеряла одно слово: предлог «НА»
ВОРОНА: Я потеряла?! Ну, потеряла и нашла. Вот вам новое стихотворение со всеми словами.
Поёт песенки кормушка.
Синичку несёт старушка.
Ветка кормит голубей.
Сидит на Ярославе воробей.
ВОРОНА: Я рада, что развеселила вас, подняла вам настроение. Еще раз попробую разложить схемы.
Ребенок читает стихотворение.
ВОРОНА: Молодцы, ребята, и про зимующих птиц вы все знаете, заботитесь о нас, и мне помогли стихи сочинить и выучить. Спасибо большое вам за это! А это вам от меня подарок.
Ворона дарит подарок.
Возвращение в детский сад.
IX. Итог
Воспитатель:Вот и закончилась наша прогулка. Что вам запомнилось? В какие игры вы бы хотели еще раз поиграть в группе?
Посмотрим, что нам подарила ворона. Это книга о перелетных птицах. Зимующих птиц вы хорошо знаете. Вспомним и о перелётных.