Зоопарк – река Замбези
№ 161
(Образовательная деятельность по речевому развитию с элементами арт-технологий в старшей логопедической группе)
Елена БУРЗУЕВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Наиля УРВАНЦЕВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Цель. Активизация и коррекция речи дошкольников, развитие коммуникативных способностей через эмоциональную лексику посредством творчества.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– активизировать и обогащать словарь и лексико-грамматический строй речи по лексической теме «Зоопарк»;
– упражнять в умении самостоятельно и грамматически правильно высказывать свои мысли;
– автоматизировать звуки в словах (индивидуально); – обогащать общие знания в области окружающей природы;
коррекционно-развивающие:
– развивать слуховое внимание;
– развивать просодическую сторону речи;
– развивать общую и мелкую моторику и координацию речи с движениями и музыкой.
– создавать условия для развития речевых, коммуникативных, творческих способностей детей через элементы арт-технологий (сказка, творчество, музыка);
воспитательные:
– воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу до конца;
– воспитывать любовь и трепетное отношение к экологии и живой природе;
– совершенствовать навыки сотрудничества, самостоятельности при выполнении заданий; – побуждать детей к оказанию помощи сказочным героям;
– побуждать детей соблюдать правила этикета в общественных местах;
задачи по формированию предпосылок учебной деятельности:— формировать учебно-познавательную мотивацию через игру и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, работа с родителями.
Методы: словесный, игровой, практический.
Оборудование и демонстрационный материал: магнитофон и колонка, магнитофонные записи, ноутбук, проектор, проекторное полотно, столы (3 шт.), костюм клоуна, игрушечный детский фотоаппарат, цветные корзиночки (3 шт.), цветные салфетки (3 шт.), игровое фетровое поле, состоящее из нескольких модулей: «Евразия», «Антарктида», «Савана»; игрушки животных, сшитые из фетра; презентация по теме «Зоопарк – река Замбези», листовки с приглашением в Казанский зоопарк «Река Замбези».
Вспомогательный материал: аудиозапись песни из мультфильма «Обезьянки, вперед» – «В каждом маленьком ребенке» (муз. Ш.Каллоша, слова А.Хайта), логоритмическая игра – разминка «У жирафа пятна-пятна…», аудиозапись «Голоса животных»; «Звуки природы»; «Шум поезда» (подборка из интернет источника).
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие.
Педагог. В этом году открылся новый Казанский зоопарк «Река Замбези». И много редких животных завезли. Хотите увидеть редких животных?
Дети. Да, пойдем.
Педагог. Проходите, проходите. При входе в зоопарк посетителей будут встречать два слона, они являются символом удачи. (Дети проходят к экрану с педагогом.)
Педагог. Но, ребята, не забываем и про правила поведения в зоопарке. Расскажите, как нужно правильно себя вести?
Дети. Нельзя дразнить животных, т.к. они могут напасть, бросать в них различные предметы. Кормить животных тоже нельзя – это может угрожать здоровью животного.
Педагог. Правильно. А вот фотографироваться с животными разрешено. Все фотографии, сделанные посетителями, будут размешены на большом экране нового зоопарка.
II. Основная часть
1. Игра «Угадай, животное»
(Раздаются голоса диких животных: медведя, волка, белки.)
Педагог. Вы слышите? Ребята, чьи это голоса?
Дети. Медведь, волк и т.д.
Педагог. Обитатели зоопарка зовут нас к себе. Посмотрим кто? (Педагог с детьми подходит к зоне под названием «Евразия» (игровое фетровое поле «Евразия».)
Педагог. Это зона зоопарка называется «Евразия», здесь будут размещены животные обитающие на территории России. Ой, а здесь пока никого нет? Похоже животные решили поиграть с нами в прятки. (Педагог обращает внимание детей на экран.)
Педагог. Ребята, посмотрите, а чья это лапа выглядывает из-за ёлки?
Дети. Медвежья лапа.
Педагог. А это чей хвост?
Дети. Это лисий хвост.
Педагог. А это чья пасть?
Дети. Волчья пасть.
Педагог. Какие вы молодцы! (Педагог поднимает корзинку с животными, накрытую салфеткой. Затем открывает салфетку.)
Педагог. А вот и сами жители «Евразии». Разместите животных по своим вольерам. (Во время размещения животных по своим вольерам, педагог уточняет у детей какое у ребенка животное, в чем его особенность. Дети самостоятельно размещают животных,сшитых из фетра и рассказывают про них.)
Педагог. Вы молодцы! А теперь я вас сфотографирую с ними на память. (Педагог делает фото.)
2. Игра «Помоги детенышам животных».
(Раздается шум ветра.)
Педагог. Что-то холодно стало. Откуда-то подул холодный ветер. Ребята, откуда дует холодом, каких животных мы с вами сейчас увидим?
Дети. Животных холодных стран. Животных Антарктиды. (Педагог с детьми переходит в зону «Антарктиды» (игровое фетровое поле «Антарктида».)
Педагог. Посмотрите, мы с вами попали в зону под названием «Антарктида». (Педагог поднимает корзинку с животными, накрытую салфеткой.)А каких животных холодных стран вы знаете, ребята? (Ответы детей. Педагог открывает салфетку.)
Педагог. Правильно. А теперь помогите сотрудникам зоопарка разместить животных по своим зонам обитания. (Во время размещения животных по своим вольерам, педагог уточняет у детей какое у ребенка животное, в чем его особенность. Дети самостоятельно размещают животных, сшитых из фетра и рассказывают про них.)
Педагог. А как вы думаете пингвин – это птица или животное?
Дети. Птица.
Педагог. А чем отличается от других птиц?
Дети. Пингвины не умеют летать, но умеют хорошо плавать и глубоко нырять, а еще свои гнезда они выкладывают из камней. (Раздается звук поезда. Дети обращают внимание на экран.)
Педагог. Ой, посмотрите, вот и детенышей животных в зоопарк подвезли. Назовите их. (Дети называют детенышей.)
Педагог. Вы молодцы! А теперь я вас сфотографирую с ними на память. (Педагог делает фото.)
3. Игра «Помоги животным жарких стран».
(Слышится звук: аудиозапись голосов слона и льва.)
Педагог. А кто это?
Дети. Слон, лев. (Дети высказывают свои предположения. Педагог с детьми переходит в зону «Савана» (игровое фетровое поле «Савана».)
Педагог. Нас с вами приветствуют обитатели жаркой Саваны. (Педагог поднимает корзинку с животными, накрытую салфеткой.)
Педагог. А каких еще животных жарких стран вы знаете? (Ответы детей.)
Педагог. Правильно. А теперь помогите сотрудникам зоопарка разместить животных по своим зонам обитания. (Во время размещения животных по своим вольерам, педагог уточняет у детей какое у ребенка животное, в чем его особенность. Дети самостоятельно размещают животных, сшитых из фетра и рассказывают про них. Педагог рассказывает про жирафа. Может рассказать и ребенок.)
Педагог. Вы молодцы! А теперь я вас сфотографирую с ними на память. (Педагог делает фото.)
Физкультминутка
(Звучит веселая музыка. Из-за кулис раздается голос клоуна.)
Клоун. Внимание! Внимание! Всех детей приглашаем на детскую игровую площадку Казанского зооботанического сада для участия в анимированном шоу. (Выбегает клоун под аудио запись песни из мультфильма «Обезьянки, вперед» – «В каждом маленьком ребенке» (муз. Ш.Каллоша.)
Клоун. Здравствуйте! Ребята, а вы играть любите? (Ответы детей.) А танцевать? (Ответы детей.) Тогда предлагаю поиграть и потанцевать.
(Звучит музыка «У жирафов пятна, пятна…» Е.Железнова. Дети повторяют движения за клоуном.)
III. Итоги образовательной деятельности
Клоун. Ребята, а вам понравилось в нашем новом зоопарке? (Ответы детей.) Вам было интересно? (Ответы детей.) И сегодня в честь открытия зоопарка всем-всем посетителям вручаются пригласительные билеты на 3 персоны! Приходите к нам с мамами и папами в наш обновлённый зоопарк «Река Замбези». Вас в нем ждет еще много интересного!
Педагог. Придем, ребята? (Ответы детей.) Обязательно придем. До свидания!
Клоун. И всем деткам вручается бесплатное мороженое. До свидания! (Педагог и дети выходят из зала под аудио запись песни из мультфильма «Обезьянки, вперед» – «В каждом маленьком ребенке» (муз. Ш.