Украшение фартука татарским узором

 № 160

(Занятие по аппликации с элементами НРК в старшей группе)

Лилия МИНГАЗОВА,

воспитатель детского сада №146 г. Казани

Цели и задачи:

– закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма;

– познакомить детей с татарским орнаментом;

– развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус;

– воспитывать любовь к народному искусству;

– научить последовательно выполнять задание воспитателя;

– воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и ее традициям.

Оборудование: мольберт, виды узоров, ичиги, калфак, передники, тюбетейка, заготовки фартуков, цветные узоры, клей, кисточки, татарские народные мелодии.

Ход занятия

Воспитатель. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте улыбкой поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо.

– Ребята, давайте вспомним в какой республике мы живем?

– Как называется  столица Татарстана?

– Какие народы проживают в нашей республике?

– Какой народ в большинстве населяет Татарстан?

Воспитатель. Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта. Вышитые полотенца, скатерти, платки, людьми, жившими давно, являются исторической ценностью и хранятся в музеях и семейных сундуках и передаются из поколения в поколения. Музеи хранят коллекции прошлого. А есть музей и в нашем детском саду. Давайте пройдем туда!

Перед вами сундук с татарскими народными изделиями. Давайте назовем эти предметы.

Платье. Как красиво это платье, сверху бархатный камзол. Словно волны на Казанке раздвигается подол!

Калфак. Это женский головной убор. Он может быть плоским, только на лбу, а сзади ткань. Или как шапка, а закругленный конец ее свисает. Обычно шьют из бархата и вышивают растительным узором или бисером.

Я калфак пурпурный свой

Вышью нитью золотой.

Гибкий стебель изогнется

И цветок к цветку прильнется!

Передник. Они делились на будничные (для работы) и нарядные (для праздников). Шьются из цветной или белой ткани, украшаются растительной вышивкой.

Вышью тамбуром узоры

И украшу фартук свой

Красно-желтые узоры

Озаряют облик мой!

Камзол. Используется как теплая одежда, носят и женщины и мужчины. Сшит из бархата, шелка с тесомочной отделкой. Может быть до бедер или колен, без рукавов или с короткими до локтей.

И мужчину украшали,

Им одежду вышивали

Думаю, что всякий рад

Одеть красивейший наряд!

Ичиги. Верх голенища украшает волна. Узор располагается на переднем плане, голенище, на женских могут быть шнурки.

Как гармошку я услышу

Так и рвутся ноги в пляс.

От узорчатых сапожек

Не отводит милый взгляд!

Тюбетейка. Шьется из темного бархата, может быть с узором или без него. Расшивают шелком, бисером, иногда жемчугом.

Как прекрасны тюбетейки,

Посмотри же как блестят,

Вышивали канителью

Джигита нашего наряд!

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам украсить фартук татарским орнаментом. Давайте вспомним, что такое орнамент?

Дети. Орнамент – это узор, украшающий предмет. Узор в орнаменте повторяется и чередуется в определенном порядке. Он есть и в искусстве у всех народов.

Воспитатель. Ребята, а какие бывают узоры?

Дети. Узоры могут состоять из геометрических фигур, листьев, цветов, плодов, птиц, зверей.

Воспитатель. Основой татарского орнамента является самая разная цветочная растительность, степные и луговые растения. В старину не каждый, особенно в деревне, мог купить красивые вещи. Многие предметы, даже ткани, из которых шили одежду, людям приходилось делать самим.

Одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовить сама, вкладывая в это дело все свое умение и вкус.

У кого же учились народные мастера, создавая причудливые узоры? Конечно же природа делала из людей художников. Все, что изображалось, они видели в саду, в лесу, в поле. (Рассматривание образцов татарского орнамента.)

Воспитатель. Сегодня мы выполним орнамент, состоящий из цветочно-растительных мотивов в технике аппликации.

Для того, чтобы аппликация получилась красивой, выразительной, необходимо хорошо продумать композицию рисунка, аккуратно приклеить детали. Сначала приклеиваем самые большие элементы аппликации, а последними размещаем мелкие детали.

Физминутка

Воспитатель. Прежде чем мы пройдем с вами в нашу мастерскую, давайте поиграем. (Звучит татарская мелодия.)

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Хорошенько отмылись и красиво нарядились.

И ни есть ни пить не стали, в лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели и сделали вот так!

Практическая работа (Звучат татарские напевы.)

Рефлексия