Волшебница вода
№160
(Образовательная ситуация по познавательной деятельности)
Лилия ИБРАГИМОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №224 г. Казани
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.
Задачи:
образовательные:
– учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации, применять новые полученные знания на практике;
– формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования;
– закрепить знания детей о воде и ее свойствах;
– познакомить детей с понятииями «минерал», «капиллярный эффект» путем экспериментирования;
развивающие:
– развивать умения проводить несложные исследования;
– развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного; – развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через фиксацию в речи причин затруднения; – развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы;
воспитательные: воспитывать сочувствие, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных ситуациях, умение работать в группах, договариваться.
Предварительная работа: д/и «Чем может быть вода?», «Как полить грядки», «Путешествие по реке», опыты с водой, беседы «Моря и океаны», «Мокрое и сухое», «Кто испачкал воду?», «Чем может быть вода?».
Материал и оборудование: комплект оборудования для педагога и на каждого ребенка – бумажные полотенца, веревка, маркеры разных цветов, стакан и пластиковая бутылка с водой, мнемотаблица; компьютер, проектор, экран, два стакана: один из них с водой.
Ход занятия
(Дети входят в зал. Здороваются. Звучит аудиозапись «Журчание ручья».)
Воспитатель. Ребята, послушайте, вы ничего не слышите? Что это за звуки?
Дети. Вода шумит.
Ведение в ситуацию
Воспитатель. Это – журчание ручья. Давайте, присядем на ковер, закроем глаза и представим, что каждый из нас, находится в удивительном месте и не только слушает журчание ручья, но и любуется водной гладью. Н-р. Куда ты попал, Леон?
Воспитатель. Валерия, что ты себе представила? Алеша, а ты? (Если дети затрудняются, воспитателю можно сказать о своих ассоциациях.)
Дети (рассказывают о своих мечтах.)
(Аудиозапись – звук волшебства. На экране появляется Волшебник.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас гость.
Волшебник. Ребята, доброго вам времени суток! Я – Волшебник и живу в сказочном городе на вершине горы. У нас много красивых зданий и улиц, но совсем нет растений. Мы их пробуем сажать, но они гибнут. Отчего это случается мы не знаем? Мы все очень маленькие и большие чудеса творить не умеем. Но мы слышали, что нам необходим необычный минерал, который вы все видели, брали в руки и даже пили. Не могли вы нам его добыть и рассказать о его чудодейственной силе?
Воспитатель. Как вы думаете, что это за минерал? (Ответы детей.)
Воспитатель Давайте я вам расскажу небольшую притчу об этом минерале.
«Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Воспитатель. Теперь вы вспомнили, что минерал, который нужен Волшебнику, это вода, а что вы можете рассказать о воде и ее чудодейственных свойствах?
Актуализация знаний и умений
Воспитатель. Для чего нужна вода? Что произойдет, если вода исчезнет? Какие три состояния воды вы знаете? Какие свойства вы знаете? А где на нашей планете встречается вода?
(Звучит музыка, и на экране появляется Волшебник.)
Волшебник. Ребята, вы – настоящие знатоки. Я теперь знаю какой минерал нам необходим, только вот беда река протекает внизу, а замок находится высоко на горе. Как мне достать эту воду? Вы не хотели бы мне помочь?
Воспитатель. А сможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Почему не помогаете? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать? (Затруднение.)
Дети. Спросить.
Воспитатель. Спрашивайте. (Дети задают вопросы. Воспитатель отвечает, берет пустой стакан и стакан с водой.)
Воспитатель. Посмотрите. Как течет вода?
Дети. Сверху вниз.
Воспитатель. А может ли вода течь снизу вверх?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как можно проверить? (Ответы детей.)
Открытие нового знания
Воспитатель. Представьте, что мы с вами сотрудники научно-исследовательского института. Мы с вами – исследователи. К нам в лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить одно из свойств воды и заставить ее течь вверх. В лаборатории делают опыт, в работе используют инструкции. Затем каждый исследователь лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.
Воспитатель. Но, ребята, мы сначала должны вспомнить правила безопасности во время проведения опытов:
– не толкай соседа во время работы;
– сначала посмотри, потом повтори;
– убери и на место положи;
– будь внимателен и осторожен.
Воспитатель. Я вам сейчас помогу и объясню как это делать. Сначала я вам покажу, внимательно посмотрите, а затем попробуете это сделать самостоятельно. Подойдите к квадратному столу. Каждый встаньте около мнемотаблицы и помогайте мне, подсказывайте что я должна делать.
(Каждый ребенок встает около своей карточки. Воспитатель рассказывает пошагово инструкцию и выполняет действия. Дети сверяют последовательность выполнения эксперимента со своей схемой.)
Дети. Сначала берем полоску бумажной салфетки.
– Наносим фломастерами разноцветные точки в один ряд.
– Затем берем кусочек веревки. Также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
– Наливаем в стаканы воду.
– Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
– Веревку помещаем в пластиковую бутылку с водой таким же образом, как и салфетку. Наблюдаем.
Воспитатель. Вода поднимается вверх, демонстрируя капиллярный эффект, то есть салфетка и веревка намокают и их капилляры проводят воду, тем самым продвигают ее вверх.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на экран. Инструкция поможет вам в проведении эксперимента. Проходите к своим рабочим местам и попробуйте поднять воду вверх.
Включение нового знания в систему знаний и умений
Воспитатель. Получилось поднять воду вверх? Задайте друг другу вопросы все ли получилось? Сравните свой результат с изображением на экране. Где могут пригодиться полученные знания? (На экране появляется Волшебник.)
Волшебник. Ребята, огромное вам спасибо, теперь наш город, будет красивым и зеленым. Пойду с друзьями скорей приступать к работе. До свиданья!
Осмысление
Воспитатель. Вы помогли Волшебнику? Как вам удалось поднять воду? Что вы сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?