Гуляют ребятки в зимние Святки
№ 160
(Интегрированное занятие с элементами фольклора по художественно-эстетическому развитию)
Дарья ТОЛОВЕНКОВА,
музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада №274 г. Казани
Цель. Приобщение детей к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям, знакомство со старинным русским обрядом «Рождественские колядки».
Задачи:
– развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
– воспитывать у детей любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми; формировать познавательную активность;
– разучить святочные (колядные) песни, способствовать развитию навыков в игре на детских музыкальных инструментах, расширять запас слов, активизировать словарь, учить интонировать несложные мелодии, построенные на поступенном движении вверх и вниз, учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы.
Предварительная работа
1. Беседы о добре, празднике Рождества.
2. Рассматривание тематических иллюстраций: «ряженых», «колядовщиков» и др.
3. Разучивание поздравительных песен – колядок, название русских народных музыкальных инструментов.
4. Чтение пословиц и поговорок; русской народной сказки «Репка».
5. Знакомство с русскими народными подвижными играми.
Виды детской деятельности в НОД:музыкально-художественная (пение, движение, музицирование на русских музыкальных инструментах), игровая, коммуникативная.
Оборудование для педагога:мультимедийная установка (проектор, ноутбук), музыкальный центр, столы, стулья, музыкальные инструменты (пианино, балалайка), детские мягкие игрушки (кукла, утка), костюм.
Оборудование для детей: костюмы колядовщикам (русская рубаха, борода, поясы – кушаки, шапочка птицы, медведя, маска козы, платки для детей, мешок для сбора угощений, фигурка домового, посох), горшок, музыкальные инструменты (барабан, маракас, трещетка, свистулька, деревянные ложки, колокольчики), маски для сказки «Репка».
Планируемые результаты: развитие у детей интереса к музыкальной культуре русского народа, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание нравственных качеств, развитие навыков выразительного исполнительства, чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности, расширение и активизация словарного запаса.
Ход занятия
(Дети, переодетые в костюмы колядовщиков, выходят с музыкальным руководителем по аккомпанемент балалайки.)
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, хозяева! Здравствуйте, гости и уважаемые члены жюри! К вам в гости колядовщики пришли! Мы хотим поздравить вас с Новым годом и Рождеством!
Разрешите представиться, я – тетушка Дарья, а это мои помощники – колядовщики. Ребенок (девочка) – Каляда-Маляда – древнее божество, а Ребенок (мальчик) – медведь (он самый главный из зверей), Ребенок (девочка) – Птица (являлась представителем верхнего мира), Ребенок (девочка) – Коза (символ здоровья нашим мам и девочек), Ребенок (мальчик) – Мехоноша (носит мешок с угощениями), Ребенок (девочка) держит в руках «Шишка» – никто не знает кто он и что он, но его главной задачей было уводить колядовщиков из дома. Всех запомнили?
А вы, ребята, а хотите узнать откуда к нам пришел этот праздник?
А нука скажите: в какой стране мы живем?
Давным-давно нашу страну называли Русью.
Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. повторите Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали и украшали ёлку и обязательно вешали на звезду про вифлеемской звезде . Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, . В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные поздравительные песни – колядки. а в ночь, накануне Рождества, гадали. А вы хотите поколядовать? Вставайте за мной и пойдем в гости. (Под музыку дети идут по кругу и останавливаются перед первым домом.)
Музыкальный руководитель. Мы пришли с вами в первый дом. Но прежде чем войти в дом, мы скажем волшебные слова: «С Новым годом! С новым счастьем!».
А встречает нас хозяйка Кукла Катя. Она очень любит песни петь! И просит чтобы мы исполнили ей Колядку!
Коляда, коляда!
Приходила Коляда!
Накануне Рождества!
Детей собирать!
С новым годом поздравлять!
(Музыкальный руководитель предлагает выучить колядку. Для начала нужно выучить слова песни. Для этого проводится игра «Эхо». Музыкальный руководитель произносит по одной фразе из песни, дети повторяют! Затем нужно прохлопать ритм (для этого можно использовать деревянные ложки), после этого ритмично потопать под музыку. Выучить мелодию песни (также используем игру «Эхо»). Исполнить песню с движениями («топотушки»).
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Кукла Катя приготовила вам сюрприз, она хочет чтобы вы с ней погадали. (Музыкальный руководитель разучивает с девочками припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют.)
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
(Девочка вытянула платочек. Это к игре: «Бой петухов».)
Музыкальный руководитель. Кукла Катя хочет вас угостить сладкие яблочки! Открывай свой мешок, Мехоноша. Спасибо, Зайка, хорошо у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад! Шишок становись вперед, уводи колядовщиков! (Дети под музыку идут к следующему дому.)
Музыкальный руководитель. Вот мы и подошли ко второму дому. А встречает нас Петя-петушок! Ребята, какие нужно сказать волшебные слова, когда мы заходим в дом?
Дети. С Новым годом! С новым счастьем!
Музыкальный руководитель. Петя-Петушок сказал мне, что он с нетерпением ждал, когда же мы придем! Он очень любит играть на музыкальных инструментах! И приготовил для вас сюрприз! (На столе разложены музыкальные инструменты: барабан (маленький и большой), деревянные ложки, колокольчики, маракасы, трещетка, свистулька, металлофон.) Ребята, а вы знаете как называются эти инструменты? (Ответы детей, если не знают подсказать.) Петушок хочет рассказать вам сказку «Репка», но не обычную, а музыкальную.
Музыкально-дидактическая игра с инструментами «Репка»
(Дети выбирают понравившиеся им музыкальные инструменты. Каждый инструмент закреплен за каким-либо героем сказки. Например, Барабан-репка, Маракас-Дедка, Трещетка-Бабка, Свистулька-Внучка, Деревянные ложки-Жучка, Колокольчики-Кошка, Металлофон-Мышка. должны быть внимательно слушайте музыку. Во время повествования сказки, дети должны будут сыграть на закрепленном за каждым героем музыкальном инструменте. Когда «Вытянули репку» играют все инструменты.)
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Интересная сказка у вас получилась! За ваши старания Петя-Петушок хотел бы вас угостить специальными пряничками. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай свой мешок, Мехоноша. Спасибо, Петя-Петушок, хорошо у тебя в гостях, но нам пора в следующий дом! Шишок, уводи колядовщиков!
(Дети уходят в детский сад и видят что гости пришли, поют колядку получают угощенье.)
Музыкальный руководитель. Понравилось вам колядовать? А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей.) Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. Не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по традиции. Ребенок-девочка, ты была у нас Шишком? Вставай впереди с домовым Шишком, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания!