Робототехника как проводник STEM образования в сообществе «педагог-ребенок-родитель»
№ 159
Алина ЗАГИТОВА,
воспитатель детского сада № 376 г. Казани
Всепоглощающая компьютеризация, сотовые телефоны, планшеты, смартфоны – любые технологические новинки – активно используются не только взрослыми, но и детьми, начиная с дошкольного возраста.
Число детей в интернете и детей с IT-новинками неуклонно растет. Происходит это вследствие того, что посредством применения техники, дети подражают взрослым. Кроме этого молодым родителям удобно и радостно сознавать, что их ребенок разбирается в телефоне, планшете и самое главное может занять себя игрой, не мешая родителям. Так взрослые техноигрушки переходят в мир детской игры.
И мы задались вопросами:
Возможно ли, развивать ребенка, используя «взрослые игрушки»?
Какие из современных технологий целесообразны для обучения?
Чему и как можно научиться посредством новых игр?
Исходя из активногоиспользования детьми современных технологий и важности обучения детей элементам компьютерной грамотности, наш коллектив решил использовать образовательную технологию – робототехника. LEGO- конструирование и робототехника — направление новое, инновационное. Они являются одним из модулей парциальной программы «STEM – образование». Это отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Я прошла обучение по этой технологии, мной разработана программа кружка «Робототехника», который посещают дети от 4 до 7 лет. Родители стали интересоваться, чем конкретно дети занимаются по робототехнике, что такое «конструирование и программирование робота».Учитывая многочисленные вопросы родителей, педагогами было предложено организовать семейный клуб «Маленький робот». Целью стало — создать пространство для творческого развития и общения детей и взрослых, увлечённых робототехникой. Использовались разные формы сотрудничества:консультации, диспуты, теоретические и практические семинары, мастер-классы, LEGO-квесты, LEGO-игротеки, разрабатывались проекты «Робо-помощники в семье: робо-няня и робо-пылесос».
Были и родителикоторые не шли на контакт, хотя заинтересованность их детей в робототехнике была высокой. Тогда мною было принято решение использовать следующий педагогический прием – за 5 минутдо прихода родителей, предлагала ребенку поиграть с конструктором, и когда появлялся родитель, то ребенок естественно отказывался идти домой. Я тут же предлагала взрослым присоединиться к игре ребенка, поддержать его в своих начинаниях. Нужно отметить, что родители редко отказывались от совместной деятельности с ребенком.
В исключительных случаях предоставлялась возможность взять комплект робототехники домой до утра, с условием, что будет создана домашняя модель. В итоге наш семейный клуб разрастался, родители настолько увлеклись робототехникой, что стали покупать наборы для дома.
Сотрудничество с родителями по развитию технического творчества детей не ограничилось только встречами в семейном клубе. По их инициативе был создан интерактивный сайт, на котором они, при активном содействии педагогов, выкладывают интересный теоретический и практический материал.
На сайте были организованы конкурсы семейных презентаций под названием «Юные инженеры» и «От маленького кирпичика к большим зданиям». Семьи-участники не только представили фотографии своих моделей, но и рассказали о том, как они создавались. Дети и родители испытали гордость от совместного творческого труда!
Семейный клуб создаёт родителям и детям совместное творческое пространство, насыщая его интересной совместной деятельностью и положительными эмоциями.
Не остались равнодушными к новому направлению и сотрудники детского сада. Наибольшую заинтересованность робототехника вызвала у молодых сотрудников, у которых есть дети. На встречах они знакомятся с разными видами конструкторов, со способами создания моделей, подбирают интересный теоретический материал для сайта по робототехнике, разрабатывают проекты, создают дидактический материал и т.п. Целью таких встреч является стремление помочь детям разобраться в достаточно серьёзных вопросах конструирования и программирования роботов под руководством их «личного тренера», который учится вместе с ними, своим примером показывая как интересно осваивать новое.
Необычайная популярность LEGO конструирования и робототехники объясняется просто – эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.