Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

№ 157

Гулия ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель детского сада № 230 г. Казани

В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окружающей среде? Когда нужно начинать узнавать экологические правила и нормы?

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо приступать воспитывать с раннего возраста. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.

У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией. Несомненным условием является отбор, обработка и упрощение информации об окружающем мире. А процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоциональную радость от получения новых сведений о природных явлениях.

Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, актуализацию уже имеющихся экологических знаний, уточнению представлений, полученных в процессе наблюдений в природе, воспроизведение событий, прочитанных в литературе.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжете раскрывается содержание игры. Таким образом, эта творческая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Экологическая сюжетно-ролевая игра подчинена тем же самым требованиям. Педагог выбирает несложный, понятный для дошкольников, краткий сюжет игры, который должен быть построен на уже имеющихся природоведческих знаниях у детей. Используемые в игре атрибуты должны полностью соответствовать задуманной образовательной цели, так же как и организованное ситуативное пространство. Воспитатель участвует в игре, показывая в игровой форме образцы поведения в ситуации, тем самым незаметно для ребенка руководит игрой.  Постепенно дети научаются самостоятельно играть, развивать сюжет с собственной точки зрения, учатся взаимодействовать между собой, решают задачи экологического характера, проблемные ситуации.

Сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование правильных представлений о взаимодействии с природой в дошкольной практике, существует достаточное количество. Приведем примеры некоторых из них.

Все дети любят играть с игрушками, обыгрывая различные ситуации, взяв за основу эту истину, педагог может разработать игру с игрушками-животными, так, например, сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в зоопарк». Игра начинается с того, что выбираются игрушки-животные, которые будут проживать в зоопарке. Из конструктора, кубиков или других материалов строятся клетки для животных, выбираются дети-смотрители за животными. Воспитатель может взять на себя роль экскурсовода, рассказывая детям, приехавшим на экскурсию в зоопарк, об образе жизни животных, о бережном отношении к ним, можно упомянуть Красную Книгу, если животные, занесенные в нее содержаться в зоопарке. В качестве усложнения игры можно расширить количество ролей: дворник, кассир, водитель, привезший еду для животных. По аналогии с описанной игрой организуется игра «Экскурсия в цирк».

Еще одной игрой с игрушками-животными может быть сюжетно-ролевая игра «На ферме». С помощью нее можно закрепить знания детей о домашних животных, способах ухода за ними, о профессиях людей, ухаживающих за животными (фермер, пастух, животновод). В процессе развития игры можно ввести новые роли: тракторист, привезший сено, траву для животных, водитель, который привозит корма и увозит молоко в магазин или детский сад, тем самым расширяя взаимосвязь между фермой и окружающим миром.

Наподобие животноводческой фермы педагогу можно организовать игру «Сад-огород». Из подручных материалов организуется игровое пространство (грядки), отбираются предметы-заместители, необходимые для работы (лопаты, грабли, ведра, лейки, ножницы и т.д.). Обыгрывая сюжет, дети расширяют, закрепляют знания об овощах и фруктах, о том, как за ними ухаживать, оберегать от вредителей, актуализируют знания о профессиях, востребованных для работы в саду и огороде, формируется навык сбора урожая. Для развития и усложнения сюжета можно связать эту игру с сюжетно-ролевыми играми «Выходной на даче», «Овощная ярмарка», «Магазин овощей и фруктов», «Ресторан», «Кафе», «Столовая», «Семья готовит обед».

Продумывая сюжетно-ролевую игру «Строим город», нужно не забыть про экологические составляющие в городе, помимо построек домов, улиц, существуют зеленые насаждения вдоль улиц, аллеи, лесные парки. Можно оборудовать в сквере пруд с водоплавающими птицами, тем самым формируя знания о том, как нужно вести себя в зеленой зоне города, о бережном отношении к растениям и животным. Для расширения сюжета в городе можно построить зоомагазин, обыгрывая с детьми покупку нового домашнего питомца, связывая с другой игрой в «Семью», или постройка ветеринарной клиники, для формирования у дошкольников отзывчивости и ответственного отношения к своим питомцам. Педагог может подвести детей к тому, что в построенном городе живет много животных, которые попали в беду, исходя из этого, организуется игра «Служба спасения животных».

Не стоит забывать об использовании игр-путешествий для воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Для развития устойчивого интереса к игре можно ввести литературного героя, посредством него ставится проблемная ситуация, в ходе разрешения которой и происходит развитие доброжелательного отношения между детьми и природой. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» – герой приглашает детей на морскую прогулку, с его помощью совершенствуются знания детей об обитателях моря, какая угроза может нависнуть над животными. Как дети найдут выход из ситуации? Они возьмут на себя роль взрослых (капитан корабля, матрос, врач-ветеринар, сигнальщик, экскурсовод, аквалангисты, ученый), тем самым доказывая взаимосвязь о действиях человека и состоянии природы.

Еще одной игрой-путешествием может стать идея спасения животных в лесу, например, «Пожар в лесу». Для оказания помощи животных дети принимают на себя роли пожарных, врачей, спасателей, водителей. В ходе игры устанавливается влияние человека на природную целостность и безопасность, расширяются представления о бережном отношении к животному миру. По аналогии с такой игрой строится сюжетно-ролевая игра «Поход в лес». Дети выбирают водителя, который везет их на автобусе в лес, в ходе развития сюжета возникают различные природные проблемные ситуации, решаемые ребятами, принявшими на себя роли спасателей, врачей, экологов и т.д., тем самым у дошкольников актуализируются знания о правилах поведения в лесу, заботливому отношению к живой и неживой природе. Проблемные ситуации могут быть различными: «Спасти птенцов с горящего дерева», «Освободить утку из рыболовной сети», «Помочь зайцу, сломавшему ногу», «Как правильно развести костер в лесу», «Расчистить родник с питьевой водой» и др.

В ходе сюжетно-ролевой игры дети актуализируют уже имеющиеся сведения о природе, овладевают новыми знаниями о разных формах жизни, накапливаются эмоциональные впечатления о природе, расширяется кругозор. В процессе таких игр педагог видит отношение ребенка к окружающей действительности, при этом имеет возможность своевременно реагировать и направлять действия и поведение дошкольника в нужное русло. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в случае постоянной систематической организации игровой деятельности.

ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, одним из таких способов можно считать игру, как форму деятельного творческого отражения детьми окружающей среды, взаимосвязях в ней между живыми и неживыми объектами, и человеком.

В дошкольный период в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях, человек, как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Какими будут наши дети? – зависит только от нас. Если мы, педагоги, создадим максимально благоприятные условия для развития осознанно-правильного отношения к окружающей действительности, возбудим интерес к природным явлениям, и поддержим, сохраним его в детях, то увидим эмоциональный отклик у дошкольников на красоту живого и неживого природного окружения, который, возможно, приведет, в свою очередь, к тому, что дети научатся любить природу, беречь нашу планету.