Изоэкология как вид детского творчества в экологическом воспитании детей

№ 158

Татьяна КУРБАТИНА,

воспитатель детского сада №230 г.Казани

В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, нетрадиционная техника рисования подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу: необходимо идти от обратного — учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.

Актуальность и перспективность опыта состоит в обеспечении условий для развития экологического сознания, воспитания у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка нетрадиционного художественного творчества.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Предметом обобщения опыта является:

– формирование умения у детей дошкольного возраста в процессе организации творческой деятельности, выставок детского творчества и проведения праздников, развлечений, постановок экологических спектаклей желания больше узнать об объектах и явлениях природы;

– формирование умения сравнивать и передавать свои впечатления в творческом процессе и в непосредственной деятельности в природе;

– формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках;

– формирование практических умений через активное включение ребенка в эстетическую и экологическую деятельность.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии.

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Изоэкология – это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Экологические:

– учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика);

– раскрыть три закона красоты, забытых в основе своей сегодня: мера, целесообразность, гармония.

2. Изобразительной деятельности:

– познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

– научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные техники рисования;

– раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка;

– заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.

Теоретическая база опыта

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в т. ч. и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И мы должны помочь ему в этом многоцветном и многогранном мире найти красоту и полюбить, понять природу и искусство. Это поможет малышам приобщиться к доброму и светлому, осудить злое и низкое. Именно в этом помогает изоэкология. Осваивая в жизни цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства ребенок постигает прекрасное.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология-этика-эстетика – это три единства сознания и поведения каждой личности.

Для формирования культурно-экологического и эстетического сознания ребенка важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности данного вопроса, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Таким образом, вырисовывается следующий механизм: мотивы+чувства и отношения+навыки и привычки+поступки и поведение=развитие эстетической и нравственной основы личности.

Принцип работы по данному механизму – это принцип спирали: каждая из них в основе своей себя повторяет, то есть одно не возможно без другого, но с уже более планомерным и неизбежным углублением и усложнением.

Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Это служит благоприятной основой для последовательного, постепенного усвоения знаний, умений, навыков, для творческого и экологического развития сознания ребенка.

В работе по теме особое внимание уделяется:

– развитию интеллектуальных способностей ребенка, а именно развитию способности к анализу экологической или эстетической ситуации;

– развитию эмоционального отношения к природе и живописи, собственному творчеству;

– развитию нравственности: воли, настойчивости, ответственности.

Вся работа по теме разделена на два этапа:

1. Наблюдение в природе.

2. Раскрытие детских впечатлений посредством нетрадиционного художественного творчества.

На первом этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры – путешествия, занятия – рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе.

Второй этап – активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве нетрадиционные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

Наибольшее место в системе работы по теме отводилось совместной деятельности воспитателя с детьми. Организация работы строилась с учетом дифференцированного подхода. В основе деятельности необходимым являлась мотивация.

Полученные знания не должны забываться, а поэтому они постоянны, последовательны, систематизированы и постепенно расширяются, углубляются и обобщаются.

Педагогические средства

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

– изучение педагогического опыта;

– наблюдение за деятельностью дошкольников;

– классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Процесс экологического образования и эстетического воспитания детей в группе осуществляется с помощью определенных средств: природа, нетрадиционные техники рисования.

Природа как средство – это когда воспитатель, используя ее возможности, делает ее наглядной для ребенка. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, то есть основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Искусство – это средство по сути своей. И не только живопись, но и музыка, литература, архитектура и др. способствуют развитию эстетических, этических и экологических качеств личности.

Раннее приобщение детей к искусству способствует зарождению в душе ребенка эстетического восприятия действительности.

Деятельность детей как средство – это когда ребенок творит что-либо самостоятельно, основываясь на полученных знаниях, умениях, навыках и впечатлениях. Художественная деятельность – это процесс выражения отношения ребенка к окружающему миру и к себе.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

– словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

– наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

– практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной деятельности использую такие формы организации детей, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, коллективная. Использование различных форм работы в течение дошкольного детства способствовало поднятию эстетической культуры детей и их экологического развития. Дети стали более осознанно воспринимать увиденное, выносить из этого соответствующий смысл.

Изучила виды техники изображения, а так же виды техники по возрастам. Был составлен перспективный план работы по каждой возрастной группе, а так же конспекты занятий для разного возраста. Собрала подборку творческих игр на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, подобрала художественную (стихи, сказки, пословицы) о природе.

Ведь рисовать можно чем угодно, как угодно, где угодно! Благодаря разнообразным техникам нетрадиционного рисования, дети быстро достигают желаемого результата. Во второй младшей группе  мы рисовали пальчиками («Рябинка», «Красивое платье для куклы», «Платочек для бабушки», «Шары на нашей ёлочке» и д.р.). Мы окунали один пальчик, несколько, все. В какой восторг приходили дети, когда рисовали всей ладошкой. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы («Солнышко», «Красивые листочки», «Цветочек для мамы»). А ещё рассказывала, что ладошки у детей волшебные и они могут творить чудеса. Какое же было удивление, и восторг когда дети видели конечный результат. Ребёнок любит быстро достигать результата в свое работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают ему.

Ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Нетрадиционные методы рисования – одно из средств выражения своего «Я». Для развития творчества детей старшего дошкольного возраста является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т.д.), знакомство ребят с нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

Используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы, а для этого мы с ребятами собираем семена, скорлупки орехов, шишек, яичную скорлупу, цветы, листья, веточки и т.д., а так же бросовый материал. При этом дети уже запомнили, что нужно взять столько природного материала, сколько необходимо для занятия. Правильный подход к сбору природного материала воспитывает бережное отношение к природе, закладывает основы правильного природопользования.

Дети радуются, что у них получились печатка, штампик. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, придумывая свою технику. Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакивание, набрызгом и т.д.). Создание, какой-то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента так же может вызвать у детей желание создать творческий образ.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду «Золотая осень», «Поздняя осень», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Сирень». Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Дети очень любят изображать бабочек, жуков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Со старшими дошкольниками проводила такие занятия, как «Бабочка красавица», «Усатый полосатый», «Улитка»,  где были использованы техники рисования (монотипия, рисование щетиной, рисование ниточкой).

Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различаются (не просто белый, красный, синий, а есть многообразие оттенков). Чтобы получить новый оттенок мы с детьми много играли в «Чудесные превращения», «Волшебники», «Придумай сам», т. е. экспериментировали. В своих рисунках дети используют эти оттенки. Мы привыкли, что рисовать дети должны на белой бумаге, но в своей работе я часто пользуюсь методом тонирования. Дети готовят себе заготовки разных тонов и помогают малышам.

Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. (Так, например, вечером кажется всё более тёмным; днём, наоборот, ярким, красочным). Создаём с детьми сюжеты «За окошком дождь», «Туман». Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и на второстепенные, подмечая выразительность очертания. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые необходимо преподносить детям яркой, эмоциональной форме.

У старших дошкольников есть полюбившиеся нетрадиционные техники изображения: набрызг, рисование мыльными пузырями, граттаж, кляксография с помощью трубочек. Прежде чем приступить к работе, дети знакомятся с техникой безопасности.

В процессе своей работы исключительно важное значение педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так-то и легко. Поэтому с помощью игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.

Результатами работы является:

–  активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

– желание наблюдать и создавать в природе;

– умение находить различные способы для художественного изображения;

– умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;

– создание выставок работ на определенную тему, создание альбомов: «Жалобная книга природы», «Нарисуй и сочини», «Времена года», книжек – малышек с придуманными детьми сказками о природных явлениях;

– проведение эколого-творческих праздников.

Диагностическое обследование, разработанное на основе современных диагностических методик, позволило достаточно точно определить полноту и объем усвоенных дошкольниками знаний, сформированность навыков познавательной и творческой деятельности.

Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Владение нетрадиционной техникой изображение доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

– развитие умения видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги (нетрадиционные техники рисования);

– формирование творческих способностей и экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности.