«Осень к нам пришла и задания принесла»
№ 152
(Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и аппликации. Для детей старшей дошкольной группы.)
Гульназ ЗАКИРОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №273 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания г. Казани
ЦЕЛЬ: познакомить с символами отрицания.
ЗАДАЧИ:
— Закрепить умения детей решать примеры в пределах первого десятка, соотносить число с цифрой.
— Развивать умения собирать из частей целую геометрическую фигуру.
— Способствовать развитию воображения и памяти,
путём дорисовывания предметов из геометрических фигур.
— Продолжить знакомство с условными обозначениями (Символами.) Познакомить с символом «отрицания» «не».
— Формировать умения и способы работы в коллективе. Побуждать к анализу и самооценке.
— Вызвать интерес к совместным видам деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
Сюрпризный момент, художественное слово, показ, объяснение, уточнение, вопросы, проблемная ситуация, анализ.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Телеграмма, три конверта, примеры, части геометрических фигур, простой карандаш, нарисованные на листе геометрические фигуры (круг,квадрат,овал,прямоугольник,трапеция,треугольник), карточки с символами, геометрические фигуры, корона, корзина для Осени, листья, клей, кисточки, полватмана, магнитофон.
Ход НОД:
Коммуникативная игра: « Давайте поздороваемся»
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
1. А Вы знаете, как здороваются в Японии? (Ладошки соприкасаются, немного кланяясь вперед.)
2. Как здороваются наши папы, настоящие мужчины? (Пожимают друг другу руку.)
3. А все дети на нашей планете? (Мизинчиками.)
(Дети здороваются тремя способами.)
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какую телеграмму принес сегодня нам почтальон. Сейчас я её прочту.
«В детский сад к вам тороплюсь, но немного задержусь.
- Чтобы долго не скучать
- Предлагаю Вам задания выполнять.
- Ну, до встречи, ребятня!
- Буду скоро! Осень я!
Интересно, какие же задания прислала нам Осень? Хотите узнать?
Задание первое
- 1,2,3,4,5 – будете дружно Вы считать!
- Вот примеры, их решите, а ответы на столах, к ним спокойно подойдите!
(Воспитатель раздаёт листочки с примерами 2+3; 10-5; 4+6. Ответы написаны на конвертах, которые лежат на столах. Дети подходят к своему ответу, проводится проверка.)
Молодцы!
Задание второе
- «Я разрезала фигуры, помогите их собрать!
- А потом Вы поиграйте, их в предметы превращайте!»
(Дети собирают геометрическую фигуру. Называют её, некоторые мы рисуем в воздухе двумя руками.)
А сейчас поиграем и превратим геометрические фигуры в предметы. (Дети карандашом дорисовывают, чтобы получился какой-нибудь предмет.)
Проводится проверка.
Ребята, что мы делали во втором задании?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Давайте немного отдохнём – поиграем в игру «Клён»
(Дети встают врассыпную.)
- «Ветер тихо клён качает
- Влево, вправо наклоняет.
- Раз – наклон, два – наклон
- Зашумел листвою клён».
С двумя заданиями мы справились. Что же в третьем задании?
Задание третье.
- «Вот Вам карточки, а в них спрятаны фигуры.
- С символами разберитесь, и за стол скорей садитесь!»
Каждый описывает свою геометрическую фигуру по символам, находит на столе и садится. (У меня большой красный квадрат; у меня маленький синий овал.)
Воспитатель: Ребята, Осень и мне прислала карточку с символами. Давайте посмотрим, Вы что-нибудь замечаете? (Высказывания детей.)
Знакомство с новым символом«не» (символ зачёркнут), на доске набор геометрических фигур. Рассматриваем ещё 3 карточки. (Это большой, не красный квадрат. Значит может быть – большой квадрат любого цвета, но не красного.)
А сейчас я покажу карточку, не ваша ли фигура там спрятана? (Рассматриваем 8-10 карточек.)
Молодцы, ребята, третье задание мы тоже выполнили.
Что вы делали, с чем познакомились?
Физкультминутка
- Быстро встаньте, улыбнитесь,
- влево, вправо повернитесь.
- Сели, встали (2 раза.)
- И за мною побежали.
Под музыку заходит девочка-осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Вы не скучали без меня?
Дет: Нет, Осень мы не скучали! Выполнили все твои задания.
Осень: А что вы делали?
(Ответы детей, слежу за порядком высказываний.)
Воспитатель: Осень, а что у тебя в корзинке?
Осень: Угадаете загадку, узнаете.
- «Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют»
Дети: листья.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, что за листья здесь есть?
(Рассматриваем листья: лист клёна – кленовый; дубовый, берёзовый, липовый, рябиновый.)
Осень: этими листьями я украшаю всю Землю.
Воспитатель: Ребята, а Вы хотите сделать красивый осенний ковёр из листьев и украсить им нашу группу?
(Дети подходят к столам и выполняют коллективную аппликацию на большом ватмане из засушенных предварительно листьев.)
Осень: Какой красивый получился ковёр!
Воспитатель: Ребята, какими листьями мы украшали нашу работу?
Молодцы, ребята! А сейчас, споём для нашей гостьи песню «Осенние листья» (Слова И. Токмаковой, Музыка Т. Смирновой.)
Осень: Спасибо, вам большое! Мне пора уходить! До новых встреч!
Воспитатель: Спасибо, тебе Осень, за интересные задания. Ребята, Вам понравилось наше развлечение? А что больше всего? (Рефлексия.)