Что за прелесть эти сказки?
№ 151
(Внеклассное мероприятие по сказкам Г.Тукая для учащихся начальных классов)
Айгуль САГДИЕВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №57 г. Казани
Цели:
– вспомнить произведения великого поэта, написанные им для детей;
– воспитывать любовь и интерес к творчеству великого татарского поэта;
– активизировать разговорную речь детей, уметь правильно отвечать на вопросы, составлять диалог и закрепление новых понятий;
– воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и её традициям;
– воспитание патриотических чувств, гордости за свой народ; воспитание доброты, дисциплинированности, чувства товарищества и собственного достоинства; воспитание уважительного отношения к старшим.
Задачи:
– активировать интерес учащихся к произведениям, своим интеллектуальным и творческим способностям через творческие, игровые ситуации;
– способствовать развитию творческих особенностей ребят;
– стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания;
– создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
Ход мероприятия
Учитель.
Хәерле көн! Добрый день!
“И туган тел, и матур тел,
Әткәм-әнкәмнең теле!”
О, как хорош родной язык,
Отца и матери язык!
– Бу юлларны кем язган? Кто написал эти строки? (Ответы детей.)
Учитель. Правильно. Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма.
– Добрый день уважаемые гости, учителя, учащиеся!
Каждый год весной мы отмечаем день рождения Габдуллы Тукая. Вот и сегодня собрались с вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь по сказкам Г.Тукая.
Класс разделён на группы. Задания будут как групповые, так и индивидуальные.
Учитель. Ребята, посмотрите волшебный конверт, задания которые надо выполнить.
1-е задание (каждой группе даны конверты с заданиями). Надо угадать отрывки из сказок Г.Тукая. Слушайте внимательно.
1-й группе:
1. «За деревьями густыми, что росли на берегу,
Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу…»
Дети. Эти строки из сказки «Водяная». (1-й слайд)
2. «Жил был мужик с женой в былые времена.
Бедна их жизнь была, убога и скудна.
К тому ж Баран с Козой кормились у людей.
И были все равно некормленых худей».
Дети. Из сказки «Сказка про Козу и Барана». (2-й слайд)
2-й группе:
1. «Подойди, дружок, мой ближе,
Отрешись от всех забот,
Поиграй со мной в щекотку,
Кто кого пересмеет»…
Дети. Строки из сказки «Шурале». (3-й слайд)
2. «Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно
В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно».
Дети. Строки из сказки «Водяная». (4-й слайд)
3-й группе:
1. «Чему на свете быть, того не миновать!
Уж сколько кормим их, а не видать добра!» …
Дети. Строки из сказки «Сказка про Козу и Барана». (5-й слайд)
2. «– Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,
Мне всего недель двенадцать… Не хочу учить урок!»
Дети. Стихотворение «Забавный ученик» (6-й слайд)
4-й группе:
1. «– Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, когда будешь стар и сед!
Дети. Стихотворение «Забавный ученик». (7-й слайд)
2. «Горемыка воем воет, рвется крутит головой.
Увязал Парень дровишки, собирается домой».
Дети. Из сказки «Шурале». (8-й слайд)
Учитель. Молодцы!
2-е задание. Чёрный ящик. «Угадай и назови с какого произведения предмет?»
(Топор – Шурале, гребень – Водяная, ведро – Коза и Баран, клин – Шурале, сачок – Ребёнок и мотылёк, дрова – Коза и Баран, клубок – Киска-озорница, Кувшин – Мышь попавшая в молоко, мешок – Коза и Баран).
В презентации выходи рисунок и название предмета, а потом название произведения.
3-е задание. Рассказать стихотворение.
Прочитайте известное стихотворение Г.Тукая «Туган тел»:
– И туган тел, и матур тел
Әткәм-әнкәмнең теле
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
– А теперь эти строки прочитаем на русском языке:
– О, как хорош родной язык, отца и матери язык,
Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!
Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,
А после – бабушка меня старалась сказкою унять.
– А можете ещё на английском?
– Oh, how good the native language, father’s and mother language,
I am in the world many things through you ever suffered!
First, in this language, shaking zybko, sang mother
And then my grandmother tried to appease tale.
4-е задание. СИНКВЕЙН на слово «Произведение».
5-е задание. Создать книгу по сказкам Г.Тукая.
Учитель. Мы с вами вспомнили произведения Г.Тукая. А теперь сами
попробуем создать книгу по произведениям Г.Тукая. Название книги, вы должны будет назвать сами.
Для этого, у каждой группы будет определенная сказка. Вам надо будет собрать сказку по иллюстрациям и найти правильное название сказки из данных вариантов. (Каждая группа делает одну страницу по сказкам Г.Тукая.)
–У книги есть у нас обложка. Скажите, пожалуйста, что должно быть в обложке? (Ответы детей.)
– Правильно, в обложке указывается автор, название, иллюстрация, по которой можно будет догадаться о чём это книга. Одна из групп будет создавать обложку. И не забудьте про название книги.
– Давайте проверим, что у нас получилось.
1-я группа. Обложка.
2-я группа. Сказка «Водяная».
3-я группа. Сказка «Шурале».
4-я группа. Сказка «Коза и Баран».
5-я группа. Сказка «Мышь, попавшая в молоко».
Рефлексия
Просмотр видеоролика по сказкам Г.Тукая.
Учащимся предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS, нарисовать полюбившего героя по сказкам Г.Тукая.