Что за прелесть эти сказки?

№ 151

(Внеклассное  мероприятие по сказкам Г.Тукая для учащихся начальных классов)

Айгуль САГДИЕВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №57 г. Казани

Цели:

– вспомнить произведения великого поэта, написанные им для детей;

– воспитывать любовь и интерес к творчеству великого татарского поэта;

– активизировать разговорную речь детей, уметь правильно отвечать на вопросы, составлять диалог и закрепление новых понятий;

– воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и её традициям;

– воспитание патриотических чувств, гордости за свой народ; воспитание доброты, дисциплинированности, чувства товарищества и собственного достоинства; воспитание уважительного отношения к старшим.

Задачи:

активировать интерес учащихся к произведениям, своим интеллектуальным и творческим способностям через творческие, игровые ситуации;

способствовать развитию творческих особенностей ребят;

стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания;

создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

Ход мероприятия

Учитель.

Хәерле көн! Добрый день!

“И туган тел, и матур тел,

Әткәм-әнкәмнең теле!”

О, как хорош родной язык,

Отца и матери язык!

– Бу юлларны кем язган? Кто написал эти строки? (Ответы детей.)

Учитель. Правильно. Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма.

– Добрый день уважаемые гости, учителя, учащиеся!

Каждый год весной мы отмечаем день рождения Габдуллы Тукая.  Вот и сегодня собрались с вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь по сказкам Г.Тукая.

Класс разделён на группы. Задания будут как групповые, так и индивидуальные.

Учитель. Ребята, посмотрите  волшебный конверт, задания которые надо выполнить.

1-е задание (каждой группе даны конверты с заданиями). Надо угадать отрывки из сказок Г.Тукая. Слушайте внимательно.

1-й группе:

1. «За деревьями густыми, что росли на берегу,

Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу…»

Дети. Эти строки из сказки «Водяная». (1-й слайд)

2. «Жил был мужик с женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей.

И были все равно некормленых худей».

Дети. Из сказки «Сказка про Козу и Барана». (2-й слайд)

2-й группе:

1. «Подойди, дружок, мой ближе,

Отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку,

Кто кого пересмеет»…

Дети. Строки из сказки «Шурале». (3-й слайд)

2. «Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно

В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно».

Дети. Строки из сказки «Водяная». (4-й слайд)

3-й группе:

1. «Чему на свете быть, того не миновать!

Уж сколько кормим их, а не видать добра!» …

Дети. Строки из сказки «Сказка про Козу и Барана». (5-й слайд)

2. «– Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать… Не хочу учить урок!»

Дети. Стихотворение «Забавный ученик» (6-й слайд)

4-й группе:

1. «– Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, когда будешь стар и сед!

Дети. Стихотворение «Забавный ученик». (7-й слайд)

2. «Горемыка воем воет, рвется крутит головой.

Увязал Парень дровишки, собирается домой».

Дети. Из сказки «Шурале». (8-й слайд)

Учитель. Молодцы!

2-е задание. Чёрный ящик. «Угадай и назови с какого произведения предмет?»

(Топор – Шурале, гребень – Водяная, ведро – Коза и Баран, клин – Шурале, сачок – Ребёнок и мотылёк, дрова – Коза и Баран, клубок – Киска-озорница, Кувшин – Мышь попавшая в молоко, мешок – Коза и Баран).

 В презентации выходи рисунок и название предмета, а потом название произведения.

3-е задание. Рассказать стихотворение.

 Прочитайте известное стихотворение Г.Тукая «Туган тел»:

– И туган тел, и матур тел

Әткәм-әнкәмнең теле

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.

А теперь эти строки прочитаем на русском языке:

– О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после – бабушка меня старалась сказкою унять.

– А можете ещё на английском?

– Oh, how good the native language, father’s and mother language,

I am in the world many things through you ever suffered!

First, in this language, shaking zybko, sang mother

And then my grandmother tried to appease tale.

           4-е задание. СИНКВЕЙН на слово «Произведение».

5-е задание. Создать книгу по сказкам Г.Тукая.

Учитель. Мы с вами вспомнили  произведения Г.Тукая. А теперь сами

попробуем создать книгу по произведениям Г.Тукая. Название книги, вы должны будет назвать сами.

Для этого, у каждой группы будет определенная сказка. Вам надо будет собрать сказку по иллюстрациям и найти правильное название сказки из данных вариантов. (Каждая группа делает одну страницу  по сказкам  Г.Тукая.)

–У книги есть у нас обложка. Скажите, пожалуйста, что должно быть в обложке? (Ответы детей.)

– Правильно, в обложке указывается автор, название, иллюстрация, по которой можно будет догадаться о чём это книга. Одна из групп будет создавать обложку. И не забудьте про название книги.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

1-я группа. Обложка.

2-я группа. Сказка «Водяная».

3-я группа. Сказка «Шурале».

4-я группа. Сказка «Коза и Баран».

5-я группа. Сказка «Мышь, попавшая в молоко».

Рефлексия

Просмотр видеоролика по сказкам Г.Тукая.

Учащимся предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS, нарисовать полюбившего героя по сказкам Г.Тукая.