Развитие навыков устной речи на уроках иностранного языка

№ 153

Лилия ШАРИФУЛЛИНА,

учитель английского языка средней школы №82 с углублённым изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой г.Казани

 

В современном мире английский языквостребован. Это очевидно для всех. Английский язык играет немаловажную роль практически во всех сферах человеческой деятельности. Если ты хорошо владеешь иностранным языком, значит у тебя больше шансов получить актуальную работу в стране и за рубежом, дружить с иностранцами, продолжить обучение в международных ВУЗах за рубежом. А ещё если ты живешь в Татарстане и владеешь тремя языками, это хорошее условие собственного благополучия.

Но, к сожалению, мы в практике сталкиваемся с проблемой «молчания учеников».  Учащиеся не могут использовать изучаемый иностранный язык для осуществления коммуникативных задач. Ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом. Здесь немаловажную роль играет психологический фактор. У учащихся появляется языковой барьер, они боятся делать ошибки, стесняются друг друга, не верят в себя. Чтобы избегать таких проблем, с первого урока важно стараться, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока.

Никому не секрет, что включение творческих форм работы помогает детям в большей мере раскрыть свои таланты, проявить свою фантазию, подчеркнуть неповторимость, изюминку личности ученика. Хочется рассказать немного о наших проектных работах.

На начальной ступени обычно применяем ролево-игровые проекты. Например, ученики выбирают себе какую-нибудь роль животного, сами придумают загадку об этом животном. Остальныеотгадывают. Дома делают закладки с изображением этого животного. Ученики также любят игру «Самый лучший день». Учащиеся работают в группах. Они готовят проект вечеринки по поводу одного из своих товарищей. Каждая группа представляет этого ученика, по-своему рассказывает о его достоинствах. Далее следует рассказ учеников о том, как лучше накрыть стол, что приготовить, как украсить дом, какие конкурсы провести, какие подарки подарить, а также предлагаются оригинальные рецепты. Игра – это один из видов деятельности ребенка, через который он познает мир. Специфика урока иностранного языка требует от ученика внимания, быстрой реакции. Использование игры на уроке обеспечивает возможность привести методику иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся каждой возрастной группы, и, следовательно, сделать урок более эффективным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках организовывает процесс общения на этом языке, и в то же время максимально приближает его к естественной коммуникации.

В среднем звене постепенно стараюсь детей учить работать в коллективе. Например, творческий проект «Школа будущего». Ученики работают в группах. У каждой группы отдельное задание: одна группа готовит учебный план, вторая – по этому плану составляет расписание. Другая группа придумывают правила для учеников и учителей, четвёртая группа работают над дизайном школы и школьной формы. При этом проводится опрос среди школьников. При подведении итога каждый «эксперт» высказывает своё мнение.

В старших классах более часто употребляются исследовательские, творческие и информационные типы проектов.    Учащимся нравится работать над темой «Проблемы окружающей среды». Одна группа проводит деловую игру в форматекруглого стола: «Могу ли я помочь решить экологические проблемы в нашей местности?»  Вторая группа выпускает стенгазету «Глобальные проблемы окружающей среды». Также мы делаемпроектные работы по темам “Идеальная семья”, “ЗОЖ”, “Кулинарная книга”, “Одежда современной молодёжи” и т.д.   При завершении исследовательских работ, более успешными работами ученики участвуют на разных конференциях или отправляем на печать.

Практика использования проектной технологии показывает, что вместе учиться и легче, и интереснее, и значительно эффективнее. Это не только личный успех учащихся, но и их интеллектуальное и нравственное развитие. Когда учащиеся решают какие-то проблемы, они помогают друг другу, разделяют радость успеха или горечь поражения. Дети учатся работать в коллективе, поддерживать друг друга.

Когда ученики работают в подгруппах, слабые ученики получают работу по силе. Иногда они очень хорошо справляются своими задачами. Они не хотят подводить остальных. Здесь каждый должен представить всей группе результаты своей деятельности. Иногда получается так, ученик не очень сильный, ему с трудом дается и грамматика, и чтение, и говорение, но он очень старается и при защите выступает замечательно. Естественно, такая работа ему запомнится надолго и является стимулом для дальнейшей работы.