Развитие способностей и профориентация старшеклассников

№ 151

Рафига ИХСАНОВА,

методист отдела образования Рыбно-Слободского  района 

Рано или поздно в жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда он всерьез задумается: «Кем быть?».

При выборе профессии принимаются во внимание разные соображения. Это и семейные традиции, и мечтания о деньгах и престиже, и романтический ореол, окружающий профессию, и любовь к тому или иному школьному предмету. А нередко профессию выбирают просто за компанию: куда пошел мой друг, туда пойду и я.

Может ли современная школа всерьез заняться по профессиональной ориентации учащихся? И если да, то, как эту работу вести?

В общественном сознании как-то само собой встает фигура специалиста-психолога, с помощью хитроумных тестов определяющего способности учеников и дающего безошибочные советы, какой профессии посвятить жизнь

Думаю, что наблюдательный учитель, общавшийся с учениками в течение нескольких лет, может и без тестов помочь ученикам советом. А возможно, просто ненавязчиво подтолкнуть школьника к тому, чтобы он задумался о том, какие требования предъявляет к человеку та или иная профессия.

Изучаемые в школе биологические дисциплины практически не обсуждают вопроса о физиологических различиях между людьми. В курсе «Человек и его здоровье» до сих пор отсутствует такое важнейшее понятие как стресс. Хотя мы знаем, что индивидуальные различия в устойчивости к стрессу накладывают достаточно серьезные ограничения на выбор профессии. Для человека с низкой стрессовой устойчивостью практически закрыты профессии офицера, летчика,  диспетчера, чья работа заключается исключительно в том, чтобы следить за приборами (оказывается, это очень трудно, труднее, чем таскать мешки с тяжелым грузом). Существенные трудности возникнут и при освоении профессии школьного учителя или водителя автомобиля.

Для выбора профессии важны и индивидуальные психологические особенности: Наташа Ростова смогла бы стать хорошим учителем, а Татьяна Ларина – вряд ли.

Размышления на тему выбора профессии окажутся более четкими и предметными, если ученик сам попытается заняться какой-либо работой и на собственном опыте почувствует те  трудности, которые встанут перед ним. А также радость от того,  что он что-то может сделать. И неплохо сделать.

По-видимому, наиболее неблагополучно сегодня ситуация с двумя массовыми профессиями: инженерами и учителями. В течение длительного времени в нашей стране господствовали представления о том, что специфических инженерных и педагогических способностей не существует. Никого не интересовало, насколько абитуриент склонен к педагогической работе, любит он детей или терпеть их  не может.

Вместе с тем способности изобретателя и способности педагога видны уже в школе. По-видимому, именно работа с учениками, обладающими такими способностями, должна стать полигоном, на котором испытываются концепции и приемы работы по профессиональной ориентации школьников. Очевидно, что главное направление такой работы – созданий условий для максимального развития этих способностей.

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка.

При выборе профессии очень важно соответствие человека и соответствующими характеристиками профессии.

Часто старшеклассники  демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Такое положение нередко приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. В конечном итоге человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности. Вот почему одна из задач школьного образования – профессиональная ориентация учащихся.

Под профориентацией следует понимать научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии, призванную учитывать как особенности каждой личности, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда.

Цель  профориентационной  работы в школе – помочь конкретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.

Трудолюбие – основа при выборе любой профессии.

Средства воспитания трудолюбия В. А. Сухомлинский делил на 4 категории:

1 категория – воздействовать на ум воспитуемых

(беседы, лекции, встречи)

2 категория – умственный труд – средство воспитания трудолюбия

(воспитываются на уроках)

3 категория – средство воспитания трудолюбия – это формирование

познавательных навыков физического труда

(на уроках технологии, в кружках)

4 категория – производственный труд – это средство воспитания

трудолюбия и морального созревания

(в школе, сельхозкооперативе, в ремонтной бригаде и др.)

И, наконец, у школьников и из родителей должно измениться отношение к выбору профессии. Это отношение должно стать более серьезным и сознательным.