Плетение корзины
№ 149
(Урок по технологии в IV классе)
Милеуша АХМЕТХАНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Кутлу-Букашской средней школы Рыбно-Слободского района
Цель урока. Выполнить корзину из бумаги способом плетения.
Задачи:
образовательные:
– закрепить графические навыки;
– учить соединять детали плетением;
– закрепить умения учащихся работать с бумагой;
развивающие: развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений, мелкую моторику, пространственное мышление, творческое воображение;
воспитательные:
– воспитание трудолюбия, аккуратности;
– воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Ожидаемые результаты: При работе с данным видом объемной аппликации, учащиеся закрепят знания по теме «Древние славяне», больше узнают о быте предков, закрепят умения работать с бумагой, чертежными инструментами, закрепят чертежные навыки. Конечный результат этой работы то, что дети изготовят изделие, которое в дальнейшем могут использовать как подарок или сувенир для друзей и близких.
Оборудование. Презентация, ножницы, линейка, простой карандаш, цветная бумага, клей.
Межпредметные связи: окружающий мир – исторические сведения о жизни древних людей, математика – работа с измерительными инструментами, разметка на бумаге, татарский язык – название плетеных предметов на татарском языке.
Интеграция данных предметов позволит разнообразить урок, усовершенствовать математические и чертежные навыки учащихся, а также закрепить тему окружающего мира, расширить исторические сведения, вызвать интерес к истории.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Опустите ладошки.
– Что подарили вы своему соседу? (Сердечко своё, частичку сердца, удачу, радость, поддержку.)
– Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне.
Проверка готовности класса к уроку.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить–
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш–
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
– Все готовы? Молодцы!
II. Вступительная беседа. Определение темы и цели урока
«Не учась, и лаптя не сплетешь!» (2-й слайд)
Учитель. Слышали вы когда-нибудь такую пословицу?
– А что такое лапти? .
– Какая есть похожая пословица? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.) (3-й слайд)
– Что объединяет эти две картины? (4-й слайд)
– Каким способом изготовили лапти? Рыбку? (5-й слайд)
– Теперь скажите тему нашего урока. (Ответы детей.) (6-й слайд)
– Потому что мы сегодня будем говорить об истории возникновения плетения и даже сами попытаемся сплести небольшое изделие.
– На уроке окружающиого мира мы читали и говорили о жизни древних людей, о быте наших предков. (7-й слайд)
– Земледелие было главным занятием древних людей. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы.
Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах – из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал различные изделия. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.
Мужчины плели корзины, различную бытовую утварь (8-й слайд), обувь, которые называли лаптями. (Показ лаптя.)
Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, листья рогозы, солому пшеницы, ржи, ивовые прутья, бересту.
Техника плетения не утратила своей актуальности и в настоящее время, только изменился материал и появились новые виды плетений. Современный дачный интерьер не обходится без плетёной мебели. А посмотрите, какие красивые украшения можно изготовить из переплетённых нитей в технике макраме. И у наших девочек красивые прически из косичек – это тоже техника плетения.
Плетень – по-татарски читән. (9-й слайд)
Учитель. Скажите, а сейчас в наших домах можно встретить плетёные изделия?
– Назовите плетёные изделия.
– А какие у вас есть дома плетёные вещи? Вспомните.
III. Объяснение нового материала
Учитель. Чтобы узнать, что мы будем плести на уроке , отгадайте эту загадку.
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (14-й слайд)
Учитель. На слайдах (15 – 17 слайды) вы видите старинные и современные корзины.
Сегодня на уроке технологии мы выполним вот такую корзинку (Показ образца.) Будем плести корзинку из цветной бумаги. (18-й слайд)
– Прежде чем, начать работу, вспомним правила работы на уроке и правила работы с ножницами. (19-й слайд)
Правила безопасной работы с ножницами
– Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
– Перед работой проверь исправность инструментов.
– Не работай ножницами с ослабленным креплением.
– Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
– Работай ножницами только на своем рабочем месте.
– Следи за движением лезвий во время работы.
– Ножницы клади кольцами к себе.
– Подавай ножницы кольцами вперед.
– Не оставляй ножницы открытыми.
– Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
– Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
– Используй ножницы по назначению.
Технология работы.
IV. Самостоятельная работа учащихся
V. Выставка работ
VI. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке
– Какое изделие сегодня на уроке изготовили?
– С какими материалами работали?
– Какую цель ставили перед собой?
– Мы достигли нашей цели?
– С какими трудностями столкнулись?
– Кто уже выполнил работы, поместите ваши корзины на выставку.
– Ребята, давайте внимательно посмотрим на работы, какая корзина вам больше всего понравилась? (21-й слайд)
Технологическая карта
Последовательность выполнения работы
Графическое изображение
Инструменты и материалы.
– Для ихизготовления понадобятся: цветная принтерная бумага, клеевой карандаш, готовые формы: цветочки, бабочки.
– Предварительновырезаем круг диаметром 9 см и нарезаем полоски из бумаги разного цвета (29х1,5; 9х1,5).
Пошаговое фото изготовления:
– Приклеиваем короткие полоски по диаметру круга.
– Отгибаем полоски вверх.
– Начинаем плетение, чередуя длинные и короткие полоски в шахматном порядке.
– Чтобы полоски не соскакивали, подклеиваем в нескольких местах клеем.
– Корзинка почти готова. Верхние концы загибаем и фиксируем клеем.
– Приклеиваем ручки из длинных полос.
– В качестве декора используем цветы.