Программа интернационализации в общеобразовательных учреждениях инновационного типа
№ 150
Ляйсян ИБАТУЛЛИНА,
заместитель директора гимназии № 33 г.Казани
Гульнара САМИГУЛЛИНА,
учитель французского языка гимназии №33 г.Казани
Раисия СКВОРЦОВА,
учитель французского языкагимназии №33 г.Казани
Аннотация.
Ключевые слова: интернационализация, глобализация, международное сотрудничество, иностранные преподаватели, образовательное учреждение, обучающиеся.
Статья рассматривает основы интернационализации в образовательном учреждении на примере МБОУ «Гимназия № 33» Авиастроительного района г. Казани и представляет направления и формы международного сотрудничества в области образования в современных условиях.
Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры общества в целом и отдельных его составляющих в том числе. Сегодня это ключевой фактор неотвратимых изменений в понимании целостности формирования личности обучающегося. В связи со стремительно развивающимся международными отношениями интернационализация становится динамически развивающимся понятием, стимулирующим преобразования в деятельности образовательных учреждений.
В контексте зарубежного опыта международного сотрудничества, существующих подходов в этой сфере представляем кейс интернационализации на примере МБОУ «Гимназия №33» Авиастроительного района города Казани.
Необходимо отметить, что в современных условиях школа не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого спектра сотрудничества. Являясь центром социального взаимодействия и основываясь на принципахуважительного отношения к иному мнению, стремления понимать друг друга, желания и умения выстраивать разносторонние отношения, она выступает основным компонентом созидательных, творческих инициатив, призванных развивать потенциал всех участников педагогического процесса.
Гимназии №33 всего десять лет и уже с 2017 года она активно включилась в процессы международного сотрудничества, ознаменованного первой встречей с Флоранс Пино, автором книги «Тайная война микробов», получившей в 2016 году премию «Вкус к науке» и автором-иллюстратором Стефаном Киелем. Простым и доступным ребенку языком, авторы книг научили понимать, зачем нужно мыть руки, отчего иногда поднимается температура и начинается насморк, для чего нужно делать прививки и почему нужно уважать полезные микробы.Особый восторг у детей вызвал мастер-класс по лепке и иллюстрации. Ребята слепили из пластилина микроб, дали ему имя, придумали историю.Через интерес и удовольствие дети постепенно приобретали навык общения с носителями языка, основы научного представления о мире и умения взаимодействовать в новой нестандартной ситуации. И все это происходило на французском языке.
Следующим этапом деятельности Гимназии в направлении интернационализации стал этап активного сотрудничества и необходимости решения определенных проблем, касающихся вопросов взаимоподготовки педагогических кадров в связи с участием в многочисленных межкультурных программах. Такая возможность появилась с появлением в Гимназии студентов-будущих учителей Академии г.Реймс (Педагогический институт г.Труа,Шампань-Арденны (Troyes, Champagne Ardennes).Французские студенты приезжают ежегодно на страноведческо-педагогическую преддипломную стажировку. Будущим учителям из Франции предлагаетсяпедагогический квест по маршруту «Проекты, реализующиеся в Школе Радости».
Традиционно маршрут квеста крайне насыщен: ознакомительная экскурсия по школе, презентация опыта работы ШУС (Школьное Ученическое Самоуправление), мастер-класс по народным танцам, веселые старты между учителями школы и французскими студентами, презентация опыта скаутского движения школы и другие виды внеурочной деятельности, акваэробика, обучение игре на свирели, изготовление куклы-оберега и т.п. Студенты получают бесценный педагогический опыт при посещении уроков учителей начальных классов, татарского и английского языков, где они знакомятся сметодиками применения современных образовательных технологий, передовыми идеями, интересными методическими находками.
Интересным пунктом квеста являются занятия студентов в билингвальных классах, где французский язык является первым иностранным языком. Проводя занятия в этих классах, студенты отмечают высокий уровень знаний и мотивации обучающихся, готовность к коммуникации, владение знаниями страноведческого характера. Для учителей французского языка это высокая оценка их труда. Уроки, проведенные студентами, позволили учащимся почувствовать необходимость владения и практического применения знаний по иностранному языку.
Необходимым звеном в пребывании иностранных практикантов является традиционная встреча с администрацией Гимназии. В непринужденной, теплой, почти домашней обстановке проходят заседания круглого стола. Директор школы Н.Ш. Шаяхметова с удовольствием рассказывает гостям о многолетних традициях и перспективах развития Гимназии.
Творчество является неотъемлемой частью жизни детей, и заключительный концерт на французском языке становится ежегодным ожидаемым и прекрасным событием в программе пребывания гостей из Франции.
Программа международного сотрудничества не ограничивается приемом будущих учителей. Уровень научного сотрудничества также является неотъемлемой частью развития МБОУ «Гимназия №33». Ежегодным ожидаемым с нетерпением становится прием французских гостей в лице проректора Высшей школы педагогики при Академии (г.Реймс, Шампань Арденны, Франция) господина Фредерика Кастеля. В рамках договора с ФГБОУ ВО «НГПУ» г.Набережные Челны Гимназия имеет возможность проводить международные круглые столы и конференции по обмену опытом и обсуждению современных тенденций в европейском образовании, планированию дальнейшего перспективного практического плодотворного сотрудничества с педагогами и методистами педагогических университетов городов Реймс, Труа и Шомон, а также ФГБОУ ВО «НГПУ».
Являясь преподавателем математики и информатики, господин Фредерик Кастель рассказал о современных проблемах в преподавании точных наук во французских школах, поделился технологиями и приемами работы с неуспевающими учениками, перенял некоторый опыт работы у учителей математики Гимназии. За время пребывания гостей состоялась конференция для учителей математики Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казанипо теме «Современные подходы в преподавании математики в школах Франции». Учителя образовательных учреждений ознакомились не только с системой преподавания этой науки в современной Европе, но и с преимуществами и проблемами повсеместного мирового внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Были также затронуты вопросы успешности раннего введения обучения основам математики с трех лет во французских школах – детских садах на законодательном уровне, что исключает трудности, с которыми сегодня дети сталкиваются в начальной школе. Развернулась профессиональная дискуссия и обмен опытом между российскими учителями и французскими специалистами.
Каждый визит иностранных специалистов в МБОУ «Гимназия №33» сопровождается уникальным опытом обмена ценными знаниями в разных областях. Господин Кастель традиционно приезжает с коллегами, желающими поделиться опытом и перенять что-то для себя. Взаимное высокомотивированное общение приносит свои результаты.
Одним из таких обменов была встреча с заведующей библиотекойАкадемии г.Реймс мадам Камий Далонжевиль. Организация библиотечного пространства, работа с литературой, направления в работе библиотек, создание благоприятных условий для привлечения читателей и привития любви к чтению, эти и многие другие вопросы были затронуты во время международной городской конференции проведенной на территории Гимназии. Гостья показала яркую презентацию, рассказала о разнице в работе библиотек Европы и России, об активной позиции французского государства в области просвещения посредством библиотек и заинтересованности в повышении уровня образованности своих граждан. Было задано много вопросов и получены развернутые профессиональные ответы. За время пребывания гости посетили татарский музей, где была проведена замечательная экскурсия по теме «Наука и просветительство в Казани XVIII-XIX веков». Французские гости узнали о таких великих основоположниках татарской науки, как Каюм Насыйри, Кул Шариф и Шигабутдин Марджани, о быте и жизни татар того времени. Учителя школы с вниманием организовывают для гостей насыщенную и разнообразную программу, освещая все стороны жизни современной столицы Татарстана.
В течение двух недель ноября 2019 года в рамках Международного проекта обмена Гимназия принимала преподавателя русского языка из города Лилль мадам Изабель Энно с детьми, изучающими русский язык.Программа приема была традиционно насыщена событиями и мероприятиями: официальный прием, экскурсия по школе, посещение уроков.
Мадам Изабель проводила занятия в билингвальных классах. Уроки с носителями языка имеют большие преимущества и очень нравятся учащимся, особенна их ценность при подготовке к Международному экзамену DELF. Французские школьники Ирина (16 лет) и Саша (7 лет) углубили свои знания русского языка при помощи полного погружения в языковую среду, обучаясь в течении учебных дней с учащимися 9Л и 2Б классов. Учащиеся так же получили хорошую языковую практику.
Реализация проекта ежегодного выездного лингвистического лагеря стала очередным пунктом программы интернационализации.Французские студенты также принимают участие в работе выездного лагеря, организованного для детей биллингвальных классов. Два-три дня непрерывного общения, участие в тренингах, занятия с преподавателями РКПОО «Альянс-Франсез-Казань» РТ, игры и театральные этюды на французском языке, совместный просмотр французских фильмов в оригинальной версии, обсуждение фильма с применением технологии kahoot (тесты в образовательных проектах), работа по его содержанию с использованием digi-технологий. Разнообразные методы и подходы в изучении французского языка вне образовательного учреждения – одно из новых направлений в работе школьного методического объединения по французскому языку.
Самым значимым для учеников и родителей билингвальных классов оказался образовательный проект «Мир без границ». Проект по обмену учащимися лицея Ламберсар и коллежа Франклин (Франция), изучающими русский язык и обучающимися школы. Целью обмена является взаимное знакомство учащихся с историей и культурой страны изучаемого языка, системой образования России и Франции, повышение уровня лингвистической подготовки путём абсолютного погружения в языковую среду.
В апреле 2019 года Гимназияна 10 дней распахнула свои двери для встречи школьников из коллежа Франции. Семнадцать детей из города Лиль были размещены в гостеприимные семьи учеников билингвальных классов. Это позволило школьникам разговаривать на французском языке в режиме «non stop».Программа встречи, включающая экскурсии по городу Казань и другим городам Татарстана, посещение спортивных мероприятий международного уровня, насыщенная культурная программа, совместный концерт, все мероприятия готовятся обеими сторонами – участниками данного проекта в рамках международного договора: администрацией школы, принимающими семьями, родителями, чьи дети едут во Францию, самими детьми.
Ответный визит состоялся в марте 2019 года и принес свои результаты и направления для дальнейшего планомерного и плодотворного сотрудничества между Францией и Россией.
Еще одним направлением долгосрочного и плодотворного сотрудничества стали регулярные занятия с носителями языка в рамках подготовки к международному экзамену DELF. Учащиеся 2,4,6 классов МБОУ «Гимназия №33» ежегодно успешно сдают его в РКПОО «Альянс-франсез-Казань» РТ. В каждом потоке экзаменуемых присутствуют 100 бальные результаты.
В настоящее время Гимназия активно работает в направлении вступления во франкофонную сеть партнерских школ с билингвальными отделениями при Посольстве Франции в Российской Федерации на базе Института французского языка (г. Москва).
Таким образом, благодаря программе интернационализации были достигнуты определенные результаты:
— по итогам заключительного республиканского этапа Всероссийской Олимпиады школьников для 7-8 классов учащиеся 7 класса Гимназии стали победителями и призерами (1 место и призовое место) (2020г.);
— Фестиваль литературных искусств (РКПОО Альянс франсез Казань РТ при поддержке Посольства Франции в РФ) – 3 победителя и 3 призера (2019г.)
— Республиканский фестиваль французской песни (КФУ г.Казань) – 2 победителя (2019г.)
— Региональный конкурс французской поэзии (КФУ, г.Казань) – 5 призеров (2019г.)
— Международный конкурс поздравительных открыток (Институт французского языка г.Москва) (2020г.) – специальный приз.
— Международный экзамен DELF – 100% успешной сдачи экзамена.
В заключении хотелось бы отметить, что приоритетные перспективы и точно поставленные цели, качественная проработка проектов и пошаговая добросовестная их реализация позволяет достичь планируемых результатов. Все это доказывает эффективность программы интернационализациии создает благоприятные условия для реализации задач межкультурного развития и воспитания путем взаимодействия и сотрудничества.