Дворцовые перевороты

№ 148

(Урок истории в VIII классе)

Чулпан НАБИУЛЛИНА,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории гимназии №180 г. Казани

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.

Задачи:

образовательные:

– изучить новый материал;

– дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов;

– развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций;

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

Новые понятия: дворцовый переворот, привилегия, Верховный тайный совет, Кондиции, фаворит.

Оборудование: презентация «Портреты правителей периода дворцовых переворотов», отрывок фильма «Романовы. Пётр II».

Опережающие задания:подготовить учащихся для выступления на уроке с историческими портретами императоров и регентов эпохи дворцовых переворотов: Екатерина I, ПетрII, Анна Ивановна, Анна Леопольдовна, Э.Бирон, Елизавета Петровна, Петр III.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний:(6 мин.)

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение:

Как много сделал он для матушки России

Великих дел, свершений и побед.

Коль славен он и прежде и поныне

Без малого почти три сотни лет.

Великий царь, великий император

Он шел по жизни собственным путем.

И для страны и для себя как реформатор

Ему все было в жизни нипочем.

Всегда стремился первым быть как прима

Еще когда водил потешный был народ.

И строил он, как воевал неудержимо

Мануфактуры, города и армию, и флот.

О ком же говорится в этом стихотворении? (Мнения учащихся.)

Учитель.На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоху Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес не только у историков, но и у большинства граждан России.

1. Терминологическая разминка.

Соотнести понятия и определенияэпохи Перта 1:

Ассамблея

Дворянские праздничные вечера, с участием женщин

Верфь

Специальное место для строительства кораблей.

Рекрутчина

Способ комплектования вооруженных сил России.

2. Хронологический опрос.

1672 г.; 1682; 1700; 1703; 1721; 1705 1719; 1695,1696; 1709; 1722; 1725.

3. «Ассоциации» на слайде личности.

Василий Васильевич Голицын–… (правитель России в период регентства царевны Софьи).

Петр I – … (император Росси).

Генерал Лефорт– …(руководитель Великого посольства).

Карл II–… (шведский король).

Меншиков – …(полководец русской армии).

Кондратий Афанасьевич Булавин–… (казак, руководитель восстания).

III. Изучение нового материала(20 мин.)

Учитель.Ребята, сегодня у нас гости. К нам приехал студент из Чехии. Его зовут Ян. Будучи в Петербурге, он посетил много музеев, в т. ч.и Зимний дворец. Он посетил все залы дворца, а из рассказа экскурсовода, Ян узнал много нового и интересного. Очень сильно ему понравился зал, где была представлена эпоха XVIII в.. Долго он ходил по залам, задавал вопросы, внимательно все рассматривал. В конце экскурсии ему стало интересно, почему за 37 лет на российском престоле сменилось 5 правителей, и почему данную эпоху назвали «Дворцовые перевороты»? Но, к сожалению, экскурсовод уже ушел, и спросить было некого, а у него уже был куплен билет. Я предлагаю вам сегодня помочь Яну разобраться в данном вопросе, и конечно же самим познакомиться с данный периодом истории.

(Запись в тетрадь темы, числа.Беседа с учащимися, выяснить цели на урок.)

1. Что такое дворцовые перевороты?

2. Их причины.

3. Ход дворцовых переворотов.

4. Как они повлияли на дальнейшее развитие России?

Учитель.Не раз мы с вами сталкивались с понятием «переворот». Как вы считаете, что обозначает это понятие? (Насильственная смена власти.)

Итак, давайте попробуем сформулировать определение понятия дворцовый переворот. (На слайде написаны понятия, с помощью которых ребята формулируют определение.)

Смена власти, гвардия, группировки, дворяне.

Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардии.(Запись в тетрадь.)Дворцовыми переворотами чаще всего понимают 37-летний период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Временные рамки определены с 1725 по 1762 г.

Учитель.И сегодня наша задача выяснить, каковы же были причины дворцовых переворотов, и как они повлияли на дальнейшее развитии России?

Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами:

Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц.

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

Петр I в 1722 г. издает Указ о престолонаследии, дававший право императору назначать себе преемника, но сам назначить не успел. Петр Великий скончался 28 января 1725 г. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Взгляните на картину «Петр I на смертном ложе» И.Н.Никитина.

Блеклые и серые тона свидетельствуют о тяжести его недуга. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Роскошное покрывало подчеркивает его былое могущество и величие. До последнего Петр не верил в негативный исход болезни, однако она, как мы видим, приковала его к постели.

Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Легенда утверждает, что перед смертью Петр написал: «Отдайте все…». Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. В последнюю ночь император не кричал от боли, больше погружался в покой. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась.

Учитель.Как вы думаете, кто мог бы стать наследником Петра I?

После смерти Петра I одни хотели сделать императором его внука Петра II, другие стояли за императрицу – Екатерину I. В этой борьбе за власть победила Екатерина I и её сторонники. На стороне Екатерины I был и ближайший друг Петра I Александр Меншиков. Управляла страной Екатерина I всего два года с 1725 г. по 1727 г.

Учитель.Подробнее нас с личностью императрицы познакомит …(фамилия, имя).

1-й учащийся.28 января 1725 г. императрицей стала Екатерина I, в возрасте 41 года. Фактическим правителем стал А.Меньшиков. Но в помощь Екатерине был учрежден новый государственный орган – Верховный тайный совет, подчинивший себе Сенат, Синод и коллегии. Да, Екатерина 1,урожденная MapтаСкавронскаяне то, что управлять государством, даже писать не умела. После 3-х месяцев упражнений научилась писать только подпись на государственных бумагах. Всё своё недолгое правление она провела в празднике.

(Выслушав сообщение и используя текстучебника учащиеся заполняют в тетради таблицу.)

Эпоха дворцовых переворотов( 1725-1762 гг.)

№п/п Императоры Отношение к династию Романовых (родственные связи) Как получил трон? Годы правления Срок правления Как правил (самостоятятельно или с помощью)? Итоги правления
1 2 3 4 5 6 7 8
 

 

1

Екатерина I(Марта Скавронская)            
 

2

Петр II

(Алексеевич)

           
 

3

Анна Ивановна            
 

4

 

 

Иван VI (Антонович)

Анна Леопольдовна

           
 

5

Елизавета Петровна            
 

6

Петр III(Федорович)            

 

Учитель.Подробнее нас с личностью Петра II познакомит…(фамилия, имя).

2-й учащийся.1727 год. Страной правит Верховный тайный совет, а на престоле находится 12-летний подросток Пётр II.(Просмотр отрывка фильма «Романовы.Пётр II».)

За 12 дней до свадьбы он охотился и заболел чёрной оспой. В то время умирал от оспы каждый 6-й человек. Через неделю стало ясно, что надежды на спасение нет. 19 января 1730 года Пётр II умер.(Заполнение таблицы.)

Физминутка(2 мин.)Умная (думающая) шляпа.

Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2 – 3 раза, большой палец впереди. Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.

3-й учащийся (сообщение об императрице АннеИоанновне).Верховный тайный совет решил поставить на трон женщину. Решено было позвать на царство племянницу Петра I – Анну Иоанновну. Ей было 37 лет. Умом она не отличалась. Анна Иоанновна никогда бы не смогла стать императрицей, потому что не являлась прямой наследницей Петра I. Поэтому «Верховники» думали, что при ней они сохранят свою власть. Они предложили Анне грамоту, в которой ограничивалась её власть. Она не должна была вступать в брак, назначать наследника, вести войны, вводить новые налоги, присваивать воинские звания и т.д. Анна, чтобы стать императрицей, сначала подписала эти условия. А когда вступила на престол, то разорвала грамоту, отказалась выполнять их. Она вызвала из Курляндии своего фаворита Э.Бирона. В эпоху дворцовых переворотов модно было при себе иметь фаворитов –любимцев императора или императрицы.Фактически он управлял Россией. Он ненавидел всё русское и назначал на все государственные должности немцев. Посылал по сёлам и деревням отряды, которые отнимали у крестьян последнее. За неуплату подати крестьян били, сажали в темницы, ссылали в Сибирь. Хозяйство страны стало приходить в упадок.

Учитель(комментиретраспорядок дня Анны Иоанновны).8.00 – пила утренний кофе.10.00 – работала, принимала министров, подписывала указы.Затем верховая езда с Бироном.Около полудня обедала с семьёй Бирона.Послеобеденный сон занимал около часа.Всё остальное время она развлекалась.

Она часами глазела в окно, играла в карты, около каждого окна было приготовлено ружьё, чтобы императрица могла в любой момент выстрелить в пролетающую ворону, ездила часто на охоту, убивала рогатиной медведей. Развлечениям при дворе уделялось особое внимание. Начали ставить итальянские спектакли, оперы, комедии. Возникла первая в России балетная школа. Но в тоже время Анна любила наблюдать за драками шутов и карликов. Её шутами были 10 лилипутов, 1 калмычка, несколько инвалидов, разжалованные в шуты графы, аристократы, князья. Она закатывала целые праздники при дворе, не терпела только пьянство. Анна Иоанновна назначила своим наследником сына племянницы, младенца Ивана Антоновича (1740 – 1741 гг.), а регентом (опекуном) назначила своего фаворита Бирона (Герцог Курляндский). Таким образом, Анна Иоанновна хотела отблагодарить своего фаворита и обеспечить его будущее. Он не устраивал никого. В дело вмешалась гвардия. 9 ноября 1740 г. ночью Бирона свергли, т. е. совершили ещё один дворцовый переворот. Малолетнего Ивана Антоновича с его материю отправили в тюрьму, где он прожил до 24 лет и умер. (Заполнение таблицы.)

Учитель.Подробнее нас с личностью императрицы Елизаветы Петровны познакомит…(фамилия, имя).

4-й учащийся. Елизавета Петровна – дочь Петра I, продержалась на троне 20 лет. Прежде всего, она начала возвращать из ссылки тысячи русских. Со всех государственных постов изгонялись немцы. Её фаворит граф Разумовский приучил её к украинской кухне: борщ с чесноком и галушками готовили ей почти каждый день. Вообще императрица любила хорошо поесть и имела свои привычки. Например, могла выпить чарку водки с редькой, есть жирное на ночь, пила много кофе. Особенно она обожала сладкое. Специально выписанные их Франции и Италии кондитеры возводили из конфет и пирожных, мармеладов огромные сооружения, от которых ломились столы на пирах. Не слишком здоровым был и режим дня императрицы. Так же как когда-то её мать Екатерина I вела преимущественно ночной образ жизни, ей трудно было уснуть после балов, а ещё она боялась возможности дворцового переворота. Поэтому она никогда дважды не ложилась спать в одной комнате, в её апартаментах не заканчивался ремонт, вырубались новые двери и окна, всё было рассчитано на то, чтобыпредполагаемые заговорщики запутались.

Елизавета обожала балы и маскарады. Императрица была очень красива. Все обязаны ей восхищаться. При дворе существовал диктат моды. Императрица издавала особые установления, в чём нужно было приходить на бал, с указанием цветов, бантов и отделки. Все торговцы, привозившие из-за границы дорогие ткани, обязаны их показывать Елизавете, чтобы она могла отобрать самые лучшие. Платье она никогда не надевала дважды и часто меняла наряды по несколько раз за вечер. Гардероб Елизаветы составляли около 15 тыс. платье, несколько тыс. туфель и два сундука шёлковых чулок.

В первый год своего правления Елизавета назначила своим наследником племянника, немецкого принца Петра Ульриха. Ему было 14 лет. Он жил и воспитывался за границей в немецких традициях. Не любил русских. В 1761 г. Елизавета умерла.(Заполнение таблицы.)

5-й учащийся (сообщение ученика Пётре III Фёдоровиче.)1762 год. На троне 34-летний Пётр III. Мать его – Анна Петровна дочь Петра I. В 11 лет полностью осиротел, в 14 лет его забрала в Россию тётка Елизавета Петровна, в 17 лет его женили на 16-летней немецкой принцессе – Софье Фредерике Августе Ангальт-Цербстской. Оба они приняли православие. После крещения его назвали Петром III, а принцессу – Екатерина II.

Петру невеста не приглянулась, красивая, но чужая. Пётр Фёдорович своими выходками весь двор приводил в замешательство. Мог обзывать иностранных министров, отличался взбалмошным характером, некоторыми странностями в поведении, его считали умственно отсталым. Но при этом хорошо разбирался в географии, владел немецким, французским, даже латинским языком, только русский знал плохо. Перспектива быть Российским императором его раздражала.

Едва, начав править, Пётр начал возрождать немецкие порядки в России. Дворяне не захотели этого терпеть. Екатерина же в совершенстве выучила русский язык, разговаривала на нём без акцента. Изучала культуру, традиции, обычаи России. Во время богослужения Пётр III смеялся, разговаривал, и вообще, вёл себя вызывающе. А его жена Екатерина II наоборот соблюдала все посты, молилась и вела себя благопристойно. На её фоне он выглядел дико. Со временем они совсем перестали общаться. Находясь в одном дворце, они даже не виделись друг с другом. Каждый из них жил своей жизнью. Пётр III даже год не побыл у власти. Екатерина, жена Петра III, с помощью гвардии свергла его с престола. Пётр III был убит, а Екатерина II стала императрицей. (Заполнение таблицы.)

Учитель (подводит выводы).Так после смерти Петра Великого произошло шесть дворцовых переворотов. В течении 37 лет шесть правителей сменилось на российском престоле.

Основной силой в стране, созданной Петром I, стали гвардейские полки, которые были способны в одну ночь решить судьбу российской империи на целые десятилетия вперед. Поэтому именно их поддержка той или иной стороны становилась ключом к власти. При этом гвардейцы были недовольны засильем фаворитов.

А кто такие фавориты?(Люди, к которым благосклонен монарх.)

Фаворит– это придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Итак, что можно выделить причинами дворцовых переворотов?

–Отсутствие однозначного порядка престолонаследования.

–Обострение борьбы придворных группировок.

–Усиление роли гвардии (дворянской по своему составу).

IV. Закрепление пройденного материала(5 мин.)

Работа с терминами – карточки(слабоуспевающим детям).

«Бироновщина» – политический режим, характерный засильем иностранцев (немцев) на важнейших государственных постах.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России 1726 – 1730 гг., созданный Екатериной I, а распущенный Анной Иоановной.

Фаворит придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него привилегии.

Учитель.Карточки расположите в хронологической последовательности правителей России,которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов.

Имена: Петр II. Екатерина I. Анна Ивановна. Петр III. Иван Антонович. Елизавета Петровна.

V. Рефлексия(5 мин.)

(На рефлексии так же вместе с учащимися участвует гость из Чехии Ян.)

Учитель.Продолжите предложение:

Я сегодня узнал(а) на уроке то, что…

Мне запомнилось больше всего…

Затруднение у меня вызвал(и) вопрос(ы)…

VI. Подведение итогов

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Выучить годы правления монархов. Выучить новые понятия.