«Незнайка в гостях у ребят»
№ 150
(Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы)
Наиля САГДИЕВА,
воспитатель детского сада №376 г. Казани
Фарида АХМЕТЗЯНОВА,
воспитатель детского сада №132 г.Казани
Предварительная работа: Игры в «лото»: животные, транспорт, геометрические фигуры, профессии, овощи, фрукты и. д. Знакомство с геометрическими фигурами на НОД по формированию элементарных математических представлений. Изучение направлений : влево, в право, в перед, назад. Лепка рыбок из пластилина. Знакомство с описанием игрушек, одежды, овощей, фруктов на НОД по развитию речи.Просмотр мультфильма «Незнайка и его друзья», «геометрические фигуры» , видеофильмы о разных видах транспорта, и профессиях.
Программное содержание:Пополнять и активизировать словарь детей, расширять представления о предметах, активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа), учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.д.).
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом; воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос; учить детей описывать предмет, картинку (по образцу воспитателя);
Дидактический наглядный материал:ИгрушкаНезнайка, игрушечный чемоданчик, круг из плотной ткани диаметром 1300 см., 12 схем – рисунков для закрепления имен признаков, виноградная кисть, медведь, кирпич – игрушки.
Раздаточный материал:Большая карточка размером А3 с картинками на каждого ребенка на которой изображены 4 картинки ( профессия , животное ,геометрическая фигура, транспорт):, 4 маленькие карточки – картинки ( профессия, транспорт, животное, геометрическая фигура), шарики «Суджок» и колечки для пальчика» по количеству детей, пластилин и аппликация объемных рыбок на листе картона на каждого ребенка.
Методика проведения:
1 часть:В группу входит Незнайка с чемоданом.
Незнайка: — Здравствуйте ребята! Я пришел к вам с хорошей новостью. Недавно мне исполнилось 7 лет и скоро я пойду в школу, но я не знаю, что такое геометрические фигуры, какие бывают профессии, и вообще я ничего не знаю, поэтому меня зовут Незнайка. Ребята, помогите мне пожалуйста. Научите меня всему, что вы знаете и умеете.
Воспитатель: Ребята , а у нас есть такая игра, в которой есть геометрические фигуры и профессии?
Дети: Да, у нас есть такая игра это «Лото».
Незнайка: Покажите мне, как вы играете в эту игру.
Дети: Покажем. Незнайка, а что у тебя в чемодане?
Незнайка: В чемодане подарки для вас. Их передал Доктор Пилюлькин и Профессор Знайка. Открывает чемодан и показывает детям. Дети достают шарики и колечки «Суджок» — начинается знакомство с шариками «ежиками» и пальчиковая гимнастика.
«Мудрый ежик».
Наш волшебный мудрый ежик
(прокатывают по левой руке)
Не нашел в лесу дорожек
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
(катаем между ладоней вертикально)
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать
(катаем между ладонями горизонтально)
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки и мальчики.
«Колечки» На каждый пальчик надеваем и снимаем колечко, называя дни недели.
Незнайка: Молодцы ребята. А теперь научите меня играть в «Лото»
Дети садятся за большой круглый стол и начинают игру. Во время игры каждому ребенку дают большую карточкуразмером А3 с картинками. Ведущий (воспитатель или ребенок) показывает маленькую карточку с картинкой и спрашивает у кого такая же карточка. Например.
Ведущий игры: — У кого круг?
Ребенок: -У меня круг. Берет и кладет на свою большую карточку.
Ведущий: — У кого лиса?
Ребенок: У меня лиса. Кладет на свою большую карточку и так далее пока все картинки не закроются похожими картинками.
Незнайка: А что это такое у Оленя на голове? А у белого медведя есть хвост?
Дети объясняют Незнайке, и начинают описание животных используя схемы –символы.
2 часть:Когда один из детей заканчивает описывать зайца воспитатель предлагает Незнайке поиграть в «Заячью зарядку» — физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.
3 часть:Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю сыграть в новую игру которая называется «Карусель». На полу стелется круг, на нем располагают схемы – символы – (помощь детям, для закрепления имен признаков), а по центру круга выкладывается игрушка . 4 ребенка встают вокруг круга и двигаются. На сигнал дети останавливаются . Около какой схемы — символа ребенок остановился этот вопрос он задает и отвечает за объект который в середине круга. Играют все дети.
4 часть:Незнайка: ребята, а вы еще не прочитали письмо, которое написал вам Знайка. Открывают конверт. Читают письмо задание. Задание такое: нужно пластилином закраситьтех «рыбок», которые плывут в правую сторону. По завершении задания все листы с «рыбками» Располагают на магнитную доску и рассматривают их, оценивают, хвалят, радуются.
Заключительная часть: Дети, как гостеприимные хозяева приглашают Незнайку к столу попить чай или сок, съесть яблочко, морковку вместе ними. За чаепитием, в беседе с Незнайкой, дети вспоминают, что нового и интересного они узнали сегодня.