«Путешествие по книгам»
№ 150
(Конспект итоговой образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста)
Алина ХАЗИЕВА,
воспитатель детского сада №134 г. Казани
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цели:
1.Способствовать повышению у детей интереса и бережного отношения к книгам.
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых сказок А.Алиша, активизировать словарный запас по УМК «Говорим по-татарски».
2.Развивать познавательный интерес;творческие возможности, воображение, диалогическую и монологическую речь у детей.
3.Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным и птицам.
Методические приемы: словесные(рассказ, беседа, вопросы к детям);наглядные(показ рисунков и иллюстраций, поощрение); практические (составление книг).
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством А. Алиша, чтение и драматизация сказок, просмотр презентаций и мультфильмов, выставка детских рисунков по сказкам на тему “Любимые сказки Алиша”.
Активизация словаря: художник, иллюстрация, валенки-итек,слова из лексического минимума по УМК «Говорим по-татарски».
Оборудование: выставка книг различных татарских писателей, книги -произведения А.Алиша, иллюстрации к сказкам, аудиозапись песни по УМК «Говорим по-татарски» , «Волшебная коробка», выставка детских рисунков по сказкам А.Алиша, атрибуты к сказкам ( игрушка «утка», кукольные валенки), маски утки и лисы для хороводной игры
Ход занятия
Вводная часть( приветствие в кругу)
Воспитатель: Здравствуйте! Исәнмесез, балалар! Хәерле көн!
Дети: Хәерле көн, миңа!
Хәерле көн, сиңа!
Хәерле көн, безгә,
Хәерле көн, сезгә!
Воспитатель: Добрый день всем нам! Дети! Вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие. Для нашего путешествия нам не придётся даже уходить из группы.Чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: Книга.
Воспитатель: Значит, сегодня мы с вами совершим путешествие по книгам.Скажите,а зачем нам нужны книги?
Ответы детей (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что – то новое и т.д)
Основная часть.
Воспитатель:
Посмотрите, у нас на столе есть разные книжки. (Дети рассматривают выставку книг.)
По содержанию книги бывают о природе (растениях,
животных, рыбах, птицах, насекомых), о приключениях, об истории, о
космосе, о детях, сказки, стихи и. т.д.
Но у каждого человека есть свои любимые книги, которые он постоянно перечитывает.
Воспитатель:Какие ваши любимые книги?
Дети: сказки.
Воспитатель:Дети, а чем отличаются народные сказки от авторских?
(ответы детей)
Народные сказки пишет народ, у них нет автора. Авторские сказки пишет определённый писатель, поэт.
Воспитатель:Сказки каких писателей мы с вами прочитали?
Дети: Г.Тукай, А.Алиша ….
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай сказку».Вот в этой красивой коробке собрались сказки одного татарского писателя. Угадав сказки мы узнаем, кто же автор этих сказок.(Воспитатель достаёт из волшебной коробки иллюстрации к сказке «Чукмар и Тукмар»).
Вопросы к детям: Дети, что это?(иллюстрации) А что такое иллюстрация?
Иллюстрация — это изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание.Иллюстрации рисуют художники, чтобы читателям было интересно читать книги. Чем взрослее читатель, тем меньше иллюстраций в книге.
-Из какой сказки эти иллюстрации? Кто автор сказки?
-Какие были петухи? -Чему их учила бабушка? Как их звали? Как удалось бабушке помирить двух петухов? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей)
Воспитатель: Правильно.В сказке «Два петуха» автор призывает детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших. Я предлагаю вам дети, собрать из этих иллюстраций книгу. (Дети вместе с воспитателем собирают из иллюстраций книгу) Вот какая яркая книжка в иллюстрациях у нас получилась.
Воспитатель:Дети! Путешествие продолжается, послушайте загадку.(воспитатель достаёт из волшебной коробки загадку)
По воде плавает, по воздуху летает,
По земле ходит. А сама — домашняя птица. (Утка)(үрдәк) (Воспитатель достаёт из коробки игрушку-утку)
Ответ детей.
Вопросы к детям:
Из какой она сказки ?
Кто написал ее? Что случилось в доме хозяина? Кого встретила болтливая утка первым? Потом кого встретила? Назовите героев сказки по-татарски (керпе, куян, аю, бүре, төлке)какие они?(нинди) (дети отвечают на татарском языке: керпе-кечкенә, матур һ.б).
Что случилось с уткой? Что спасло дом хозяина от беды? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей.)
Воспитатель: В сказке «Болтливая утка» автор призывает детей уметь хранить тайны, быть осторожными.
А сейчас утка приглашает нас поиграть.
Физминутка:Хороводная игра «Бар монда зурүрдәк» (на татарском языке)
1.“Бар монда зур үрдәк,
Зур үрдәк, матур үрдәк.(дети ходят по кругу)
Үрдәк, үрдәк кил әле,
Биеп-биеп кит әле. (хлопают в ладоши)
2.“Бар монда зур төлке ,
Зур төлке, матур төлке.
Төлке, төлке кил әле,
Биеп-биеп кит әле.
Воспитатель:Поиграли, а сейчас давайте соберём ещё одну книжку. (Дети собирают книжку- сказку “Болтливая утка”)
Воспитатель:Продолжаем наше путешествие. Дети , что это? (воспитатель достаётиз сундучка валенки и показывает детям)
Вопросы к детям:Чьи эти красивые валенки? (итек) Как называется сказка?
Кто написал ее? Почему у зайчишки заболела ножка? Кто помог вылечить её ножку? Какой совет дал доктор Айболит зайчишке? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей)
Воспитатель: В сказке «Зайчишка» автор призывает детей быть послушными, всегда слушаться старших.
Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте, соберём книжку.( Дети с воспитателем собирают книгу из иллюстраций)Сказки какого татарского писателя спрятались в волшебной коробке?
Дети: Абдулла Алиша.
Воспитатель: Дети , Абдулла Алиш очень любил детей и всегда находил с ними общий язык.Ведь именно, любовь к детям, привела его в литературу.
Часто А. Алиш бывал в детских садах, школах, где его все знали и любили. Дети с интересом слушали разные истории, которые он рассказывал. Дети называли его «Сказочный дядя».
Заключительная часть.
Воспитатель:
Воспитатель: Мы собрали с вами 3 книги , это сказки- «»Болтливая утка», «Чукмар и Тукмар» и «Зайчишка» Теперь легко по иллюстрациям можно рассказать сказки.
Дети, а вы знаете как нужно обращаться с книгой? Какие правила мы должны соблюдать при обращении с книгой? (должны сказать дети)
— Не брать книги грязными руками. –
-Не перегибать переплёт.
-Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.
-Книги любят чистоту, но боятся воды.
— Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни карандашом: книгу будет трудно читать.
Воспитатель:Молодцы!Постарайтесь выполнять эти правила всегда!
Ну вот и закончилось наше путешествие по книгам .
— Что нового вы узнали сегодня?
— Кому об этом вы расскажете?
(ответы детей)
Воспитатель:До свидания! Саубулыгыз!