«Путешествие по книгам»

№ 150

(Конспект итоговой образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста)

Алина ХАЗИЕВА,

воспитатель детского сада №134 г. Казани

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цели:

1.Способствовать повышению у детей интереса и  бережного  отношения к книгам.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых сказок А.Алиша, активизировать словарный запас по УМК «Говорим по-татарски».

2.Развивать познавательный интерес;творческие возможности, воображение, диалогическую и монологическую речь у детей.

3.Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным и птицам.

Методические приемы: словесные(рассказ, беседа, вопросы к детям);наглядные(показ рисунков и иллюстраций, поощрение); практические (составление книг).

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством А. Алиша, чтение и драматизация сказок, просмотр презентаций и  мультфильмов, выставка детских рисунков по сказкам на тему “Любимые сказки Алиша”.

Активизация словаря: художник, иллюстрация, валенки-итек,слова из лексического минимума по УМК «Говорим по-татарски».

Оборудование: выставка книг  различных татарских писателей,  книги -произведения А.Алиша, иллюстрации к сказкам, аудиозапись песни по УМК «Говорим по-татарски» , «Волшебная коробка», выставка детских рисунков по сказкам  А.Алиша, атрибуты к сказкам ( игрушка «утка», кукольные валенки), маски утки и лисы для хороводной игры

Ход занятия

Вводная часть( приветствие в кругу)

Воспитатель:  Здравствуйте! Исәнмесез, балалар! Хәерле көн!

Дети: Хәерле көн, миңа!

Хәерле көн, сиңа!

Хәерле көн, безгә,

Хәерле көн, сезгә!

Воспитатель: Добрый день всем нам!  Дети! Вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами  тоже  совершим  путешествие. Для нашего путешествия нам не придётся даже  уходить из группы.Чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Дети: Книга.

Воспитатель: Значит, сегодня мы с вами совершим путешествие по книгам.Скажите,а  зачем нам нужны книги?

Ответы детей (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что – то новое и т.д)

Основная часть.

Воспитатель:

Посмотрите, у нас на столе есть разные  книжки. (Дети рассматривают выставку книг.)

По содержанию книги бывают о природе (растениях,
животных, рыбах, птицах, насекомых), о приключениях, об истории, о
космосе, о детях, сказки, стихи и. т.д.

Но у каждого человека есть свои любимые книги, которые он постоянно перечитывает.

Воспитатель:Какие ваши любимые книги?

Дети: сказки.

Воспитатель:Дети,  а чем отличаются народные сказки от авторских?

(ответы детей)

Народные сказки пишет народ, у них нет автора. Авторские сказки пишет определённый писатель, поэт.

Воспитатель:Сказки каких писателей мы с вами прочитали?

Дети: Г.Тукай, А.Алиша ….

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай сказку».Вот в этой красивой коробке собрались  сказки одного татарского писателя. Угадав  сказки мы узнаем, кто же автор этих сказок.(Воспитатель достаёт из волшебной коробки иллюстрации к сказке «Чукмар и Тукмар»).

Вопросы к детям: Дети, что это?(иллюстрации) А что такое иллюстрация?

Иллюстрация — это изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание.Иллюстрации рисуют художники, чтобы  читателям было интересно  читать книги. Чем взрослее читатель, тем меньше иллюстраций в книге.

-Из какой сказки эти иллюстрации? Кто автор сказки?
-Какие были петухи? -Чему их учила бабушка? Как их звали? Как удалось бабушке помирить двух петухов? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей)

Воспитатель: Правильно.В сказке «Два петуха»  автор призывает детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших. Я предлагаю вам дети,  собрать из этих иллюстраций книгу. (Дети вместе с воспитателем собирают из иллюстраций книгу) Вот какая яркая книжка в иллюстрациях у нас получилась.
Воспитатель:Дети! Путешествие продолжается, послушайте загадку.(воспитатель достаёт из волшебной коробки  загадку)

По воде плавает, по воздуху летает, 
По земле ходит. А сама — домашняя птица
. (Утка)(үрдәк) (Воспитатель достаёт из коробки игрушку-утку)

Ответ детей.

Вопросы к детям: 
Из какой она сказки ?
Кто написал ее?  Что случилось в доме хозяина?  Кого встретила болтливая утка первым? Потом кого встретила? Назовите  героев сказки по-татарски (керпе, куян, аю, бүре, төлке)какие они?(нинди)  (дети отвечают на татарском языке: керпе-кечкенә, матур һ.б).
Что случилось с уткой? Что спасло дом хозяина от беды? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей.)
Воспитатель: В сказке «Болтливая утка»  автор  призывает детей уметь хранить тайны, быть осторожными.
А сейчас утка приглашает нас поиграть.

Физминутка:Хороводная игра «Бар монда зурүрдәк» (на татарском языке)

1.“Бар монда зур үрдәк,

Зур үрдәк, матур үрдәк.(дети  ходят по кругу)

Үрдәк, үрдәк кил әле,

Биеп-биеп кит әле. (хлопают в ладоши)

2.“Бар монда зур төлке ,

Зур төлке, матур төлке.

Төлке, төлке кил әле,

Биеп-биеп кит әле.

Воспитатель:Поиграли, а сейчас  давайте соберём ещё одну книжку. (Дети собирают книжку- сказку “Болтливая утка”)

Воспитатель:Продолжаем наше путешествие.  Дети , что это? (воспитатель достаётиз сундучка   валенки и показывает детям)
Вопросы к детям:Чьи эти красивые валенки? (итек) Как называется сказка?
Кто написал ее? Почему  у зайчишки заболела ножка? Кто помог вылечить её ножку? Какой совет дал доктор Айболит зайчишке? Ребята, чему учит эта сказка?
(Рассказ, ответы детей)
Воспитатель:
В сказке «Зайчишка» автор призывает детей быть послушными, всегда слушаться старших.

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте, соберём книжку.( Дети с воспитателем собирают книгу из иллюстраций)Сказки какого татарского писателя спрятались в волшебной коробке?

Дети: Абдулла Алиша.

Воспитатель: Дети , Абдулла Алиш очень любил детей и всегда находил с ними общий язык.Ведь именно, любовь к детям, привела его в литературу.

Часто А. Алиш бывал в детских садах, школах, где его все знали и любили. Дети с интересом слушали разные истории, которые он рассказывал.  Дети называли его «Сказочный дядя».

Заключительная часть.

Воспитатель:

Воспитатель: Мы собрали  с вами 3 книги , это сказки- «»Болтливая утка», «Чукмар и Тукмар» и «Зайчишка» Теперь легко по иллюстрациям можно рассказать сказки.

Дети, а вы знаете  как нужно обращаться с книгой?  Какие правила мы должны соблюдать при обращении с книгой? (должны сказать дети)

— Не брать книги грязными руками. –

-Не перегибать переплёт.

-Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.

-Книги любят чистоту, но боятся воды.

— Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни карандашом: книгу будет трудно читать.

Воспитатель:Молодцы!Постарайтесь выполнять эти правила всегда!

Ну вот и закончилось наше путешествие по книгам .

— Что нового вы узнали сегодня?

— Кому об этом вы расскажете?

(ответы детей)

Воспитатель:До свидания! Саубулыгыз!