Корригирующая гимнастика в детском саду

№ 147

Альбина ЗИНОВЬЕВА,

инструктор по физкультуре I квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок»» г. Азнакаево

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (психическое, физическое, нравственное)».

Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе.

Корригирующая гимнастика – это тренировочные занятия, в которых предусматриваются конкретные воздействия на определенные мышечные группы с целью воспитания точного двигательного навыка, дыхания, обеспечение питания и качественного созревания определенных мышц.

Целью оздоровительной гимнастики является научить детей определенным упражнениям для профилактики и коррекции нарушений опорно — двигательного аппарата.

Задачи корригирующей гимнастики:

– повышение общего тонуса организма, укрепление и создание мышечного корсета для формирования навыков правильной осанки;

– предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата;

– улучшение функциональной способности системы внешнего и внутреннего дыхания, сердечно — сосудистой и нервной системы;

– увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепление дыхательной мускулатуры;

– общеукрепляющее воздействие на организм детей и положительное влияние на их психоэмоциональное состояние, а также воспитание жизненно важных двигательных навыков;

– развитие волевых качеств, позволяющих целенаправленно бороться за выздоровление;

– систематическое закрепление навыка правильной осанки.

К специальным упражнениям для профилактики и коррекции нарушений осанки относятся упражнения, направленные на укрепление мышц передней и задней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличенных физиологических изгибах), растягивание мышц спины (при уменьшении физиологических изгибов).

Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:

– вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;

– блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника;

– укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы;

– улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц;

– расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения;

– оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.

Физкультурное занятия проводится два раза в неделю и одно на улице.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями.

Правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями

комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

«Танцующий верблюд»

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

В-е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

«Забавный медвежонок»

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

В-е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

«Смеющийся сурок»

И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

В-е. – 1 – 2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3 – 4 и.п.

«Тигренок потягивается»

И.п. – сидя на пятках,  руки в упоре впереди.

В-е.– 1 – 2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3 – 4 и.п.

«Резвые зайчата»

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е. – 1 – 16 подскоки на носках (пятки вместе)

Комплекс с мячом

1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

В-е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же.

В-е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В-е. – 1 – 2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3 – 4 и.п.

4. И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В-е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8 – 12 см.