Экологическое воспитание школьников сельских школ
№ 147
Инсаф МУГИНОВ,
учитель географии и биологии Масловской средней школы Рыбно-Слободского района
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование эколого-нравственной культуры подрастающего поколения. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания.
Приоритетной целью экологического образования и воспитания школьников является побуждение интереса к природе родного края и получения навыков самостоятельной деятельности, формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.
Экологическое образование и воспитание в сельской школе обладает возможностью целенаправленной, координированной и систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимую и осмысленную корреляцию между теоретическим экологическим знанием и природоохранным действием, заложить основы экологической культуры личности.
Очень важно, когда на уроках географии обсуждаются экологические проблемы и ситуации и в поисках их решений учащиеся мобилизуют свои знания и жизненный опыт, рассуждают, спорят, пытаются найти самостоятельные решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и ученика, а также учащихся друг с другом в процессе решения экологических проблем. Ученики в ходе дискуссии в основном свободно высказывают различные суждения, осмысливания, учатся критически оценивать материал в зависимости от конкретных ситуаций, что способствует сознательному усвоению эколого-географических знаний, превращению их в убеждения. При организации дискуссии на эколого-географические темы необходимо обращаться к тем вопросам, которые волнуют учащихся , лично значимы для них, при этом учитывать их возраст и накопленный жизненный опыт. Активизировать эколого-географическое мышление учащихся в процессе восприятия нового учебного материала помогает правильно организованная самостоятельная работа с учебником, которая включает выборочное чтение текста с экологическим содержанием, нахождение необходимых примеров, выделение главных мыслей и выводов, работу с цифровым материалом, статистико-экологическими показателями – таблицами, графиками, диаграммами и т.д. Актуальным становится самостоятельный анализ содержания эколого-географических карт с опорой на ранее полученные знания и навыки при работе с географическими картами. Междисциплинарный характер экологического и географического образования помогает ученикам раскрыть взаимосвязи между различными явлениями природы и результаты влияния антропогенных факторов на окружающую природу. При изучении географии ученики самостоятельно работают с различными отраслевыми картами, пользуясь картосхемами и диаграммами, статистическими данными, извлекая из них необходимые эколого-географические знания, устанавливают связи между природными явлениями, находят ответы на интересующие их вопросы, делают свои выводы и предложения по улучшению охраны окружающей среды своего района, республики.
Работа по экологическому воспитанию и образованию продолжается и во внеурочное время: выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала, викторины, изготовление кормушек, уход за комнатными растениями, сбор лекарственных трав.
В школьном возрасте экологическое сознание развивается не только на основе учебной, но и нравственно-эстетической, природооблагораживающей трудовой деятельности, под определяющим влиянием возрастающих экологических потребностей и требований окружающей природно-социальной среды. Именно школа, под руководством умелых учителей географии обеспечивает экологически целенаправленное, системное, планомерное, разностороннее, содержательное воздействие на учащихся. Вместе с тем, на развитие экологического сознания ученика, большое влияние оказывает семья, познавательные передачи телевидения, радио, периодическая печать и Интернет.
При обучении биологии необходимо научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе своей деятельности, научить учащихся мыслить. Только деятельность того человека будет регламентированной не только с научной, но и с экологической точки зрения, который умеет логически мыслить.
Цель образования не в простом приобретении сведений, усвоения законов, воспитании экологически культурной личности. Важно научить ребенка способам получения новых знаний, информации, а самое главное правильно, не в ущерб природе, применять свои знания.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, ролевые игры, игры-викторины, компьютерные игры, дидактические игры, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать дидактические игры, экологические сказки. Экологическая работа, проводимая в игровой форме, способствует развитию любознательности детей и активному освоению окружающего мира. А экологические знания, полученные детьми в процессе игры, усваиваются гораздо лучше, чем сухие факты. Разнообразная работа по экологическому воспитанию поможет школьникам взглянуть на окружающий мир другими глазами, осознавшими свою моральную ответственность за судьбу родной земли, позаботиться о ее благополучии, вызовет желание постоянно общаться, дружить с природой, научит удивляться чудесному и таинственному миру природы.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.